Фото: Инна Мельгунова
Добрый день, Екатерина! Очень приятно вновь с вами пообщаться. С момента нашего последнего разговора прошло два года. Что за это время в вашей жизни кардинально изменилось?
Приветствую, Алёна! Мне тоже приятно нарушить свое молчание. В моей жизни произошло множество изменений, откровений, как внутренних, так и внешних. Появились новые пути и возможности. Я стала ближе к самой себе и моему внутреннему миру. Постоянно происходят трансформации, пространство и энергия меняются. Внешние обстоятельства, окружение тоже изменилось.
У вас уже вышло четыре авторских сборника стихотворений. О первых двух мы подробно поговорили в прошлом интервью. Темой сборника «Кладбище забытых душ» стала Смерть. Почему именно эта непростая тема?
Это моя дань уважения Смерти. Я ее постоянно затрагивала в двух первых сборниках, а теперь решила раскрыть полностью. Мне нужно было выразить свои внутренние ощущения и описать все грани Смерти так, как я их вижу, а она очень многогранна.
Смерть у вас предстает не как конец всего, не всепоглощающая боль от утраты близкого, а как «Лишь миг перерожденья, Чарующий необратимый миг». Почему именно такая подача?
Для меня Смерть – это духовное понятие, в первую очередь. Это не конец, а освобождение, переход на новый уровень, возрождение в новой форме, продолжение. Все мои герои прошли через эту грань, но она свойственна не только живым существам, умиранию и возрождению подвержен и чувственный, и ментальный план – наши мысли, эмоции, ощущения…
Что касается ее физического проявления… Нас с детства приучают к Смерти, как к страшной потере, горю, прививают скорбь, отчаяние, фатализм. Это неправильно, с моей точки зрения. Смерть – это только переход, окончания одного пути и начало нового. И странно, что естественный процесс вызывает такую сильную душевную боль. Но освободиться от этого сложно. Для нас, которые остаются жить, смерть – это потеря близких существ, и реакция на это – вековые традиции скорби. Даже осознавая все духовные аспекты, очень тяжело реагировать на это по-другому. Нас так приучили, к сожалению.
В своем творчестве я всегда описываю иной мир, а Смерть – неотъемлемая часть этого мира.
Читая этот сборник обычным ярким днем или в пасмурную дождливую погоду, получаешь совершенно разные эмоции. Вы специально так задумывали или ваш талант поэта сам справился с этой задачей?
Это интересный вопрос. Я знала, что его зададут рано или поздно 🙂 Нет, я никогда ничего не делаю специально, и даже не могу представить как это возможно. Когда пишешь, находишься в потоке, в ином состоянии сознания, считываешь образы, чувства и сам переживаешь каждую строчку, каждое слово. Я не могу представить, чтобы я сидела и думала: «Тааак, вот здесь я подберу такое слово, чтобы вызвать определенную эмоцию, а здесь запрячу истинный смысл, метафорично опишу ситуацию, путь читатель увидит то, или иное, намекну ему о том-то. Интересно поймет он, что я хотела сказать? И так далее, и так далее….» Стихи пишутся по-другому, просто ловишь образы и ощущения, которые приходят. Стихи – это то, что кровью вытекает из Души. Здесь нет места тактическому продумываю. По крайней мере, у меня это именно так. Но я рада, что мое творчество предстает многоликим.
Если в «Чужой» главным лейтмотивом была Душа и ее неприкаянность, «Темное искусство» посвящено магии, третий сборник отдан на откуп Смерти. То почему темой четвертого стала любовь?
Это даже не любовь, это страсть. Мне захотелось писать именно на эту тематику, а в творчестве я всегда подчиняюсь тому, что ко мне приходит. Я не выдумываю, не подбираю темы, они – мои инсайты. Хотя даже для меня это было удивительно – эта книга нетипична для моего творчества. Но работая над ней, погружаясь в эту энергию, я испытала множество завораживающих эмоций. Честно, это круче, чем испытывать страсть на физическом плане. Тонкий мир дает больше ощущений, они глубокие и всепоглощающие.
Новый сборник «Поцелуй Люцифера» полностью посвящен этой теме. И очень интересно узнать, почему именно такое название у сборника?
Страсть. Темные Ангелы являются ее воплощением. Настоящую страсть можно познать только с ними, она всегда на грани с чем-то еще – безумием, смертью, самопожертвованием, отчаянием… Но в моих стихах за ней всегда следует истинная, преданная любовь. Я не говорю об этом прямо, просто ставлю многоточие. Поцелуй Люцифера – лишь прелюдия к этой любви.
Весь сборник пропитан чувствами и зачастую в одном стихотворении можно встретить противоположные грани этих чувств. Откуда такой накал эмоций?
Этим и интересна страсть. Она как игра: холод-пламя, отдаление-слияние, любовь-ненависть. Именно это и накаляет эмоции, сила чувств заводит, борьба рождает желание, покорность – удовольствие.
При чтении сборника мне казалось, что речь идет не об одной Душе, которая прошла по всем аспектам чувств, а о двух сущностях. Одна не справилась с любовью, а вторая смогла разорвать порочный круг. Я ошибаюсь?
Скорее, одна полностью отдалась и покорилась чувствам, стала добровольной рабой любви и наслаждается этим. А вторая – да, разорвала порочный круг и освободилась.
Что лично для вас олицетворяет любовь в реальной жизни?
Любовь в реальной жизни не так привлекательна, как любовь в ином мире. Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку, когда речь идет о любви, в это понятие пытаются вместить столько показателей и характеристик, что от изначальной величины ничего не остается. Я думаю, в физическом мире истинной любви не бывает. Она вне времени и пространства. Что до меня, я очень ценю настоящую дружбу и партнерство.
У вас очень образная поэзия. Много символики. И каждый читатель может по-своему интерпретировать. А какие символы важны лично вам? И какой смысл они для вас имеют?
Об образах и символах я не задумываюсь, возможно, просто ими мыслю.
Хотя есть один особый символ – кровь. Но объяснить его суть не смогу, у меня нет таких слов.
В книге «Поцелуй Люцифера» есть несколько стихотворений («Колыбель кошмаров», «Стон земли», «На руинах»), которые в период пандемии воспринимаются, как пророческие. Что навеяло написать эти строки?
У меня был короткий период, когда я очень сильно прочувствовала эти энергии. Конец Света, конец всего. Меня выбили из колеи эти эмоции, я слишком ясно это увидела, и меня сковал ужас. Очень неприятные ощущения: глобальность и неотвратимость чего-то страшного, неподвластного. В моих видениях эта угроза шла из-под земли, разрушающая сила, имеющая сознание, несущая энергию уничтожения, разрушения. Я несколько дней не могла прийти в себя, мне было нехорошо.
В каждом вашем сборнике есть, как минимум, одно стихотворение, которое очень сильно западает в душу, и его строки остаются в голове навсегда. В конце обзоров на ваши сборники я всегда оставляю наиболее понравившиеся мне стихи. В этот раз я влюбилась в «Колыбель кошмаров». А какое ваше любимое стихотворение из сборника «Поцелуй Люцифера»?
Мне сложно выделить какое-то одно, потому что каждое стихотворение для меня значит что-то особенное. Но если долго не раздумывать, то — «На руинах».
Ждать ли следующей весной нового поэтического сборника?
Я в процессе написания пятой книги. И буду стараться, чтобы она увидела свет.
Екатерина, спасибо вам большое за разговор и самое главное за ваше творчество. И уже по традиции, ваше напутственное слово читателям.
Спасибо и Вам, Алёна! Всегда приятно поделиться с порталом «Букля» своими мыслями!
Мои пожелания: стремитесь к познанию себя и мира, развивайтесь и растите духовно, чтобы у Мироздания не возникало желания избавиться от нас.
Ссылки:
- Группа автора Вконтакте
- Сборник «Поцелуй Люцифера»: Рецензия / Купить книгу
- Сборник «Тёмные искусства»: Рецензия / Купить книгу
- Сборник «Чужая»: Рецензия / Купить книгу
- Интервью с Екатериной Яковлевой (2017)
- Интервью с Екатериной Яковлевой (2018)