У меня нет любимой книги. И я не могу сказать, что люблю все те произведения, которые я прочитала. Напротив, некоторые из них достойны презрения. Быть может, я еще просто не нашла Той Самой Книги, и у меня все еще впереди. Но все-таки среди того, что я прочла, есть одно произведение, которое выделяется из всех остальных.
Сперва я хочу спросить у вас: задумывались вы когда-нибудь о жизни народа Германии во время Второй мировой войны? А о маленьких немцах, родители которых выбирали или Гитлера, или смерть? Вам когда-нибудь представлялось, как проходило детство ребятишек, с рождения приученных к «Хайль Гитлер»? А может, вы размышляли о страдании германских школьников, ненавидящих фюрера, но молчавших об этом?
Скажу честно: я — нет. Но мне довелось прочитать книгу, которая поселила размышления об этом и многом другом в моей голове.
«Книжный вор» — потрясающее произведение Маркуса Зузака, описывающее жизнь немецкой девочки, чье детство пришлось на ужасные для всего мира времена.
Девятилетняя Лизель вместе с младшим братом едет в приемную семью, но в дороге из-за болезни мальчик умирает на глазах у сестры. На похоронах брата девочка подбирает с земли свою первую книгу — «Руководство могильщика». Это важное событие в судьбе Лизель, и оно станет для нее отправной точкой в осмыслении мира. В жизни девочки будет еще много книг: и подаренная отцом «Пес по имени Фауст“, и чудом уцелевшая в костре, сохранившая на корешке лишь: «…плеч», и забавная, нарисованная другом-евреем, поверх Майн Кампфа. Но именно «Руководство могильщика» заставит Лизель учиться читать и зародит в ней великолепную тягу к книгам.
Вторая мировая война будто оплетает жизнь девочки своими длинными, кровавыми щупальцами. Но есть то, что помогает Лизель легче переносить все трудности: книги и соседский мальчик Руди. На самом деле, эти две вещи между собой тесно связаны. Нет-нет, что вы, Руди не читал. Он помогал подруге воровать книжки из библиотеки жены бургомистра.
Книги играют в жизни девочки очень важную роль. Для нее чтение — не просто времяпрепровождение, это второе сердце, которому вместо крови нужны строки произведений.
Маркус Зузак обладает невероятным мастерством: ему удается заставить читателя плакать над смертью советского пилота, чье присутствие в книге длится всего лишь пару страниц. Писатель посвящает гонению евреев всего несколько абзацев, а мы уже уверены, что знаем историю каждого несчастного и проживаем все события вместе с ними.
В «Книжном воре» повествование ведет персонаж, который появляется в книге чаще других — Смерть. Зюзак приписал ей красноречивость, мужской пол и сердце. Смерть не любит загадочности, и мы еще в середине произведения узнаем дальнейшую судьбу персонажей. Наш повествователь в начале каждой части раскрывает главные события последующих глав, но от этого желание читать книгу дальше, наоборот, возрастает.
Лизель взрослеет с каждой страницей. Той, что переворачивает она, и той, что переворачиваем мы с вами.
За всю свою долгую жизнь Лизель потеряет многое, но в конце, из рук такой знакомой Смерти, она получит подарок — книгу «Книжный вор».
История маленькой девочки, любящей книги, достойна быть прочитанной каждым человеком на Земле.
«Книжный вор» должен стать тем самым «Руководством могильщика» для нового Книжного вора.