Мне кажется, жизнь слишком коротка, и не стоит тратить ее на то, чтобы лелеять в душе вражду или запоминать обиды. В этой юдоли мы все без исключения обременены недостатками, но скоро, уповаю, наступает срок сбросить их груз вместе с нашими тленными телами, избавиться от этой сковывающей нас плоти, а с ней — от всего неизменного и от греховности. И останется лишь искра духа, неуловимое начало жизни и мысли, столь же чистая, какой Творец вложил ее в свое творение.
«Джейн Эйр» Шарлотта Бронте.
Существуют такие книги, которые хочется затронуть не руками, а душой. Книги, к которым хочется прислониться сердцем. Такие книги, хочется перечитывать в сотый раз, и такой книгой является роман величайшей английской писательницы Шарлотты Бронте.
Перед прочтением книги мне посоветовали ознакомиться с биографией ее автора. Но я отвергла предложение, решив, что в этом нет никакого смысла. Только после «путешествия по жизни» вместе с Джейн я решила заглянуть в биографию Шарлотты и сразу же поняла, что изначально была очень сильно не права. Ведь история маленькой девочки, а после великолепной девушки – это история самой Шарлотты Бронте! Я поняла, что все это время читала своеобразную автобиографию писательницы. Надо заметить, Бронте очень изящно завуалировала все свои жизненные случаи, радости и переживания под жизнью мисс Эйр. Поэтому все, что я буду писать после про Джейн, будет относиться и к создательнице ее образа.
Джейн Эйр – удивительная личность, сильная, сумевшая выдержать все невзгоды и не упасть духом во время страшных бед. У нее стоило бы поучиться выживать в труднейших жизненных ситуациях. Она может научить терпеть, когда издеваются, молчать, когда крик души вырывается из уст, идти, когда уже совсем нет сил и хочется сдаться, жить, когда все, накопленное годами, летит в пропасть. И тут идеально подходит отрывок из стихотворения Р. Киплинга «Заповедь»:
«Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ».
«Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
С самого начал истории девочка было несчастна. Наверное, самый печальный этап ее истории, читая который слезы так лезут на глаза, — это годы в пансионе, наполненные жестокостью, грубостью, болью. Но Джейн, стиснув зубы, прошла и эти, очень непростые, времена своей жизни. «Если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдешь друзей». Мне кажется, что именно эта фраза, сказанная ее подругой, и есть самая главная и жизненная в главах про пансион.
Я не хочу вам пересказывать произведение. Потому что это было бы нечестно лишать вас этой прекрасной и удивительной истории о Джейн Эйр, об ее непростом детстве, о сложной любви… И, уж так получилось, о жизни Шарлотты Бронте!