Около года назад я по непонятным ныне причинам забросила эту книгу на десяти страницах и вот случайно возвратилась. Ну а что, классика, произведение известное. Читается роман необыкновенно легко и быстро, хотя пугали «тяжестью и нудностью».
Это произведение, носящее характер «воспоминания-автобиографии» во многом перекликается с биографией автора — на мой взгляд, действительно сильной, талантливой писательницы, слог у которой довольно приятен — изящен и в то же время ненавязчив.
Главная героиня с детства не блистала красотой внешних данных, о чём нам неустанно напоминается на протяжении всей истории, зато обладала бойким, смелым характером, мирно сожительствующим с приобретёнными в результате суровых жизненных уроков кротостью и готовностью подчиняться (безусловно, строго в границах, не ущемляющих её природной гордости). Героиня — деятельный, трудолюбивый, неприхотливый и творческий человек с чистой душой и искренними чувствами. Праздность и богатство, тем более не своими «кровью и потом» доставшееся — непозволительные, да и непривычные для неё излишества. Основной принцип Джейн — чистота перед собственной совестью, людьми и Богом. Ей знакома ожесточённая внутренняя борьба своих собственных наисильнейших чувств, а также внешняя борьба — с безжалостными жизненными обстоятельствами и самыми несносными людскими характерами. Мне было необыкновенно интересно за ними наблюдать и я переживала, что же, кто же наконец одержит верх?
Книга эмоциональная и в какой-то степени даже философская, в ней много, на мой взгляд, пищи для размышления. Значительное место в произведении занимают мысли Джейн — в диалогах она не очень многословна, пусть и очень метка. Сюжет интересен, хотя порой предсказуем и местами немного неправдоподобен, ну а герои ярки и весьма нетипичны. Всё это создаёт неприторную душевную историю, во время чтения которой кажется, будто это тебе лично доверили столь сокровенные тайны.
О личном восприятии стержневой линии этого произведения. Почему-то я не сочувствовала отношениям Эдварда и Дженет. До конца этой истории они мне казались какими-то…не вполне здоровыми, что ли. Привязанность хозяина — какой-то чуднОй болезненной страстью годами измученной и находящейся в постоянном напряжении души, этакой попыткой «наверстать» утраченную напрасно молодость. Эти все его бесконечные сладостные дифирамбы, «эльфы-феи», потом вспышки гнева, деспотичности и ещё непонятно чего… А привязанность Джейн — ответная готовность «подчиняться», подогретая неосторожной первой юношеской влюблённостью. Он — капризный аристократ достаточно солидных лет со склонностью к загадочным длинным репликам — она неизбалованная, простая, прямая и одновременно робкая молоденькая гувернантка. Как-то напрягала меня эта ощущаемая остро ещё в начале знакомства и после чувствующаяся везде и всюду пропасть между ними. Ну разве что оба были «некрасивы» — ну и что с того? Упорно не могла понять — в чём их душевное родство и близость, которые так важны для прочной любви «на века», а не временного увлечения? Или это неравенство, которая обоих участников отношений не смущало ни капельки, только подогревало их чувства и каждому нравилась своя особенная «роль»? Ладно, пусть так, раз они прошли все испытания, разлуки, наконец воссоединились и создали семью — значит любовь была действительно сильной и данной свыше и они были созданы друг для друга. Дай бог и после своеобразного «хэппи энда», обозначенного в книге, им прожить счастливо. Но всё равно меня этот союз настораживал до самого конца, где я, признаться, даже растрогалась.
Впрочем, «Джейн Эйр», какой-никакой, а любовный роман же, тут возможно всё — и конец во что бы то ни стало обязан быть добрым.