«Осознавать себя любимым — смертельный яд»
В. Рочестер. «Рекенштейны»
Обычно я ищу на книжных стеллажах библиотеки что-нибудь такое, что сразу притягивало бы мой взгляд. И однажды я нашла необычную. Это был роман Веры Крыжановской (книгу она выпустила под псевдонимом «В. Рочестер»).
Мне удалось попасть в совершенно иной мир, чего я не могла сделать ранее, ибо не находилось подходящих книг, ведь книги являются некими порталами между сознаниями многих людей.
Действие романа происходит в Пруссии, в имении Рекенштейн. Барон Готфрид Веренфельс, человек с чёрными, всегда спокойными глазами, переживавший потерю своей жены, получает от старого друга его отца известие о том, что им необходимо встретиться. Вилибальд Рекенштейн предложил Готфриду работу воспитателя: сын его, маленький граф Танкред был не слишком послушен, ужасно ленив и совсем не приучен к труду, ибо мать его, молодая графиня Габриэль, считая и называя его при всех своим «кумиром», давала ему волю во всём. После очередной ссоры граф Танкред сбежал в дом судьи, находящийся недалеко от замка Рекенштейн, и Готфрид отправился на его поиски. К своему удивлению Веренфельс находит в саду судьи молодую девушку Жизель и влюбляется в неё и её кроткость, его маленькой дочери была нужна хорошая мать и он решает на ней жениться. Но внезапно… К Рекенштейнам приезжает Габриэль. По словам Вилибальда, это вероломная женщина, очаровавшая, а затем бросившая его ради светской жизни и развлечений молодой женщины. Графиня просит прощения и обещает более не бросать своего мужа и сына. К своему большому сожалению, барон влюбляется в эту дивную молодую особу, сам не желая себе в этом признаваться. И с этого момента жизнь Габриэль и Веренфельса превращается в хаос. За героями достаточно интересно наблюдать, замечать, как они меняются, делают что-то такое, чего бы раньше не сделали, и всё это из-за глубокой любви.
Книга, по-моему, имеет две части: первая – о Габриэли и Веренфельсе, вторая – о Лилии (дочери Веренфельса) и Танкреде (сыне Габриэли). Обе части захватывают дух при прочтении. Но вторая, я думаю, является неожиданным поворотом для читателя: кто мог знать, что дети людей, погибших от фамильного проклятия, от пылкой и страстной любви и так же страстно полюбить друг друга.
Думаю, стоит подробнее рассказать о дочери главного героя – Лилии. Веренфельс решает отомстить и он, придя к уже повзрослевшему маленькому графу приказывает ему жениться на его дочери, ибо бедность поработит её. Танкред после продолжительных раздумий соглашается. После свадьбы Лилия случайно услышала разговор графа с лакеем:
«- Впрочем, графиня выглядит такой тщедушной, что, вероятно, умрет при первой серьезной болезни.
— Дай Бог! так как я никогда не полюблю это привидение, и спрашиваю себя, как я буду выносить присутствие этого рыжего урода.
Злоба и презрение звучали в голосе графа.
— Мне страшно подумать, как я покажусь моим товарищам под руку с такой женой. Как поразит всех ее безобразие и ее глупое совиное выражение лица! И как все будут смеяться надо мной… Ну, довольно об этом. Пишите, Неберт.»
После услышанного на глаза её навернулись слёзы и она убежала комнату, где весьма критически начала разбирать у зеркала свою наружность. Поняв, что не подходит графу и что нет смысла жить с человеком, который будет ненавидеть тебя всю жизнь за то, что ты забрала у него свободу, Лилия решилась на побег. Она уехала в Мехико, где непосильным трудом зарабатывала себе на жизнь, не желая принимать деньги от её мужа, который теперь был ей противен. До замужества это была слабая, бледная (её кожа была практически белого цвета) девушка с рыжими волосами. Но, уехав от графа и дав себе обещание никогда не смотреть на своё отражение, она чертовски похорошела. Она рисовала картины знакомой графа, Танкред её не узнал.
Поразительно, насколько человек может измениться вопреки обстоятельствам. Скажу откровенно, я влюбилась в Готфрида Веренфельса, и его дочь, которая была на него похожа, также вызывает во мне симпатию.
Любовные интриги, терзания совести героев, попытки бегства и самоубийства, сильная любовь и ревность, из-за которой хочется убивать – всё это присутствует в этом романе и заставляет читать его снова и снова.
Книга В. И. Крыжановской помогла мне понять всю серьёзность того, что мы говорим и делаем ежедневно, что все мы достойны любви и понимания, что нужно рано или поздно преодолевать себя.