Бывали ли в вашей жизни периоды, когда все кажется пресным? И даже литература, в которой ранее вы находили спасение, теперь всюду фальшива и скупа на образы? У меня – да.
Берясь за каждую новую книгу, я испытывала раздражение и чувство оглушающей безнадежности и пустоты.
Я тонула в серости будней и окружавшей меня лжи, совсем не надеясь победить в этой схватке. Мой любимый человек, чтобы хоть как-то поддержать меня, подарил мне новую книгу одного из уважаемых мной поэтов Андрея Орловского под названием «Спички. Дорога домой». Искренне поблагодарив и налюбовавшись автографом автора, я открыла первую страницу. Тогда я еще не знала, что эта книга станет моим спасением, оплотом искренности и настоящей дорогой домой.
«мои люди – последние герои, рыцари беспокойного сердца. в эпоху тонкого высокомерия они кажутся наивными, глупыми, грубыми – но им не знакомо равнодушие, их ведет за собой не просто жажда – но жадность – жизни…»
Отрывками, яркими воспоминаниями, вспышками эмоций автор рисует картину нашего повседневного, настоящего мира, пропитанного дымом и болью, но такого прекрасного для тех, кто способен это увидеть. Ошеломительно откровенно он рассказывает об одиночестве и своем пути, о поиске дома и деле всей жизни.
Эта книга пропитана молодостью, не глупой и наивной, но сильной, вечной, справедливой.
«впервые – я слышу песни ночных фонарей. впервые – понимаю, о чем звенят рельсы на железнодорожном переезде и вижу яростный вальс сосновых крон. я узнаю, что у тишины есть голос и запах, что деревья – это руки земли, тянущиеся к небу, а звезды – серебряные гвозди, удерживающие тьму.»
Андрей очень удачно определился с формой текста – эмоциональной антологией, дневником. Поджигая каждую новую «спичку», мы открываем для себя новый отрывок из памяти одесского поэта и прозаика. Происходящее настолько живо, что я верю: это осколок моей собственной памяти. Пять лет непрерывных скитаний героя, признание собственной слабости, наркотики, друзья, враги, лицемеры. Предельно честно, с надрывом и хрипом, он рассказывает нам свою историю. Гастроли, драки, предательства друзей, незнакомцы, которые ближе по духу чем те, кто находится рядом с тобой десятки лет. Расшатанная психика, громкие звуки, нервы, натянутые как струна…
«…не спать – концерт в ростове длится три часа – не спать – пьяный пианист пристает к насте, драка, ссадина на скуле – не спать – смотрюсь в зеркало, вспоминаю другие синяки и царапины, стритбол за гаражами, игрушки, которые любил в детстве, пишу об этом – не спать – не успел закончить текст, опрокинул со злости стол, такси, вокзал – не спать – стук коленвала превращается в аплодисменты, снова концерт. внимание, только сегодня и только у нас!.. никогда не спать, ничего не есть, все из себя – наружу»
Все из себя – наружу. Не меняя имен, мест и лиц, автор выворачивает наизнанку не только себя, но окружающих, свой город. В каждой детали и мелочи давно знакомых улиц он видит знаки, помогающие ему разобраться в себе, подвести итоги.
Отличает же произведение от ему подобных вещь, которую не каждый сможет разглядеть между плотных ярких строк. Эта вещь – любовь. Сквозь грязь, холод, боль физическую и моральную, падения и затуманенный рассудок, герой любит этот мир таким, какой он есть. Он верит, что найдет свой дом и обретет семью.
«у каждого путешествия есть конечная цель: я бегу в поисках своего дома. не просто каменный квадрат, не только двери, паркет и стол: дом – это и город, который чувствуешь насквозь, и дело сердца, которым живешь, и, что самое важное, твоя семья. все эти восемь лет я как будто бы пытаюсь собрать нас за общим столом – огромную, разбросанную по меридианам семью – то место, где это в конце концов случится, и станет нашим настоящим домом, одним на всех.»
Читая эту книгу, с каждой новой страницей, на которой я находила себя, я испытывала облегчение и поддержку. Словно незримо присутствуя рядом, автор держал меня за руку, такой же уставший и изможденный, но полный веры в то, что мы достигнем своих целей. «Спички», безусловно, стали моей настольной книгой, чем-то бесконечно честным и удерживающим от падения.
Действительная же основа путешествия, отчаянный крик автора, его главное послание всем нам запечатлено еще на первых страницах: «гори. гори как можно ярче, и если твой огонь будет достаточно силен – вспыхнут те, кто находится рядом с тобой. как спички…»