Если говорить о таком жанре, как антиутопия, то на ум первыми приходят прославленный Оруэл и его «1984», Хаксли с его «О дивный, новый мир» а также Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Кто-то вспомнит еще Замятина «Мы». Но совершенно незаслуженно в этом списке не находится места Курту Воннегуту и его роману «Механическое пианино». Не могу сказать, что я в восторге от произведения, но оно, во всяком случае, произвело на меня лучший эффект, чем я ожидала. Большинство моих знакомых, столкнувшихся с творчеством Воннегута морщились и говорили, что он странный. И прочитать хоть что-то из его творчества стало для меня чем-то, вроде вызова самой себе.
Первым попалось на глаза именно «Механическое пианино». Оказалось, что это еще и антиутопия. Купила, но потом долго подходила к прочтению. Спустя пару месяцев после покупки наконец села за книгу. Чтение шло тяжело, не знаю почему. Может быть мешали сложные длинные произведения, аля Толстой. Может быть количество персонажей и их должностей путало и утомляло. Но продолжать чтение определенно хотелось. Схема мира, в котором живут персонажи, отчасти похожа на мир Хаксли. Тоже ни о чем не надо думать, в твоем распоряжении все, чтобы быть счастливым. Вот только счастье какое-то одинаковое для всех, а так не бывает. Из мира Оруэла здесь — контроль над всем, что происходит, строгие цифры, бездушность и уныние. Действительно, у Воннегута получился уникальный сплав унылого счастья.
Чтобы не спойлерить, скажу лишь основную мысль, которую я вынесла из романа. Прогресс хорош тогда, когда он одобрен людьми и необходим им. Все, что насаждается искусственно, без разрешения, даже если по мнению определенных лиц — это благо для общества и экономики, неправильно и может привести к тяжелым последствиям.
Воннегут — мастер сатиры. Иногда во время чтения я хохотала в голос и забывала, что рядом на улице кто-то есть. Есть в этой книге настолько тонкие жизненные моменты, которые случались у каждого, независимо от рода его деятельности или образа жизни.
Каждый из нас подвергался абсурдному решению со стороны какой-нибудь комиссии в университете или на работе. Каждого из нас за пустячную глупость шеф отчитывал или лишал премии. Каждого из нас хоть раз пищащий сигнал светофора или орущая реклама доставала до такого состояния, что хотелось заняться вандализмом, лишь бы этот источник шума замолчал.
Механическое пианино — интересный, захватывающий, хоть и тяжелый для прочтения в один присест, философский роман. Он понравится любителям антиутопий, научной фантастики.
Пока читала книгу, ждала восстания машин. Но оно не произошло. А вот что произошло, узнаете в книге! Честно, не пожалела ни времени, ни денег, потраченных на нее. Уголок почти каждой страницы в книге завернут — это я так отмечала классные мысли. Приведу вам несколько наиболее лаконичных и острых.
— а мой муж говорит, что кто-то обязан быть неприспособленным; что кто-то должен испытывать чувство неловкости для того, чтобы задуматься над тем, куда зашло человечество, куда оно идет и почему оно идет туда. Отсюда-то и все неприятности с его книгой. Она подымала все эти вопросы и вот была отклонена.
— нельзя стоять одной ногой в действительности, а другой в мечтах, Эд. Делайте то, что вам заблагорассудится, но либо бросайте работу, либо уж приспосабливайтесь к этой жизни. Иначе для судьбы слишком велик будет соблазн разорвать вас пополам, прежде, чем вы решите, какой путь вам избрать.
— несовершенство имеет право на существование, ибо человек несовершенен, а человек — творение господа.
Слабость имеет право на существование, ибо человек слаб, а человек — творение господа.
Неспособность имеет право на существование, ибо человек неумел и неловок, а человек — творение господа.
Смена гениальных прозрений и заблуждений закономерна, ибо человек попеременно проявляет и то и другое, а человек — творение господа.
Возможно, что вы не согласны со старомодным и тщеславным утверждением, что человек — творение господа.
Но я считаю это значительно более извинительным заблуждением, чем другие заблуждения, построенные на безоглядной вере в технологию, а именно: что человек живет на земле только ради того, чтобы создавать всё более прочные и производительные свои подобия и, таким образом, лишать всех и всяческих оснований даже само продолжение своего существования.