Представьте себе маленький солнечный мирок, максимально похожий на наш, с теми же ценностями, заботами, и скучноватой, пыльной жизнью в крупных городах. Единственное, что его отличает — это уровень человеческой жестокости и преступности, снизившийся до нулевой отметки. Люди в этом мирке бывают раздраженными, злыми и мелочными, могут унизить, оскорбить и спровоцировать, но они физически не способны нанести вред и умышленно причинить боль. Это составляет весьма комфортный каркас тамошнего социума, что позволяет вздохнуть свободнее, а не высматривать потенциального злоумышленника в каждом незнакомце. Там можно без опаски зайти в темноту обшарпанной лестничной площадки, не думая о том, кто в этой темноте может скрываться. Люди проживают очередной свой день в душной и шумной телевизионной студии, или же в холодных аудиториях университета, возвращаются домой, ужинают и сладко укладываются спать. И там, закрывая глаза и погружаясь в сон, они попадают в Пещеру.

Разумеется, теперь они уже не те, кем себя помнят. Это ведь сон, а во сне можно быть кем угодно, можно с чистой совестью забыть свое имя и свое человеческое «я». Жаль только, что никому не дозволено право выбора – в зависимости от своего характера, нрава и образа жизни у тебя есть два выхода – или ты преследователь и хищник, или ты жертва и еда. Робкие, мягкосердечные и слабовольные превращаются в хилых травоядных, которых может спасти только сноровка и быстрые ноги. А те, кто при свете дня напоминает цербера в человеческом обличье, получают самые настоящие когти и клыки. И именно здесь, в загадочном и красивом месте с подземными реками и рассеивающими темноту лишайниками, находит выход вся накопленная людская агрессия. Ярость, жажда насилия, потребность снять стресс крушат внутренние границы, заполняют собой все сознание, и спящий человек моментально забывает, кто он есть на самом деле. Начинается охота, начинается трапеза, игра в прятки и бесконечные попытки спастись. Вместо рационального мышления остаются лишь животные инстинкты, вместо привычного тела – хрупкая и чаще всего бесполезная оболочка. Изящная маленькая сарна, у которой нет ни когтей, ни клыков, не успевает заметить движение во тьме, беззвучный шорох и волну чужого голода за своей спиной. И в следующий же миг падает на землю, слабо отбивается от нападающего, но слишком быстро, катастрофически быстро затихает в его сомкнутых челюстях.

Наконец, наступает рассвет, который поднимается над тем же человеческим мирком, идеальным во всех отношениях. Один конкретный человек хмуро отключает раздражающий будильник, молчаливо собирается на работу, составляет список дел и готовится уволить парочку сотрудников. Ведь он начальник сильной компании – деловой, скорый на расправу авторитет — и слабые подчиненные ему уж точно не нужны. И в то же время где-то далеко, а быть может, совсем рядом, в доме через дорогу, или в соседней комнате, лежит еще один человек, разбросав в разные стороны подушки и одеяла, умиротворенный и спокойный, словно вот-вот проснется. Только этого не произойдет, и глаза он уже не откроет.

«Сон его был глубок, и смерть пришла естественно».

О Пещере не принято говорить вслух. Это нечто глубоко личное, тайное и неотъемлемое, подведенное под запрет так же, как и любой вид насилия. В Пещере невозможно вспомнить себя прежнего, себя дневного. И если такова твоя судьба, то ты не сможешь ни миновать смерти, ни предотвратить чью-то гибель, произошедшую по твоей вине. А когда проснешься очередным туманным утром, и проведешь рукой по лицу, то поймешь, что не сумеешь узнать свою жертву, даже если взглянешь прямо в ее неподвижное мертвое лицо.

Пускай за пределами этого мирка бушуют войны, жестоко погибают и сгорают люди, и страдают раненые дети. Пускай вся эта грязь и человеческое уродство остаются где-то там далеко. Жизнь здесь безопасна и спокойна, и можно совсем не бояться за своих родных. А если в один прекрасный день не проснется уже лучший друг, брат или отец, то это всего-навсего жестокая неотвратимость Пещеры. И избежать ее не может никто, ибо это не более чем злой рок, ни от кого не зависящий и никем не контролируемый…

…Не так ли?

Эта книга является завуалированной антиутопией, в которой живут люди, об этом и не подозревающие. Написанная емко, четко и по делу, она заставляет задерживать дыхание, с очарованием скользить взглядом по строчкам, и вместе с этим испытывать крайне неприятную тревогу. Перед глазами развернется театральный шокирующий спектакль, наполненный тяжелой психологией и городской паранойей, которую можно ощутить, если пройтись посреди ночи по мокрому асфальту безлюдной улицы. Эта книга хитрая и жесткая, и на первый взгляд она может притвориться серой, бытовой и не совсем понятной. Она не предоставит читателю исчерпывающей предыстории, заставляя его собирать все по крупицам, по обрывочным мыслям главных героев и их беспокойным сновидениям. Однако в процессе чтения это произведение может оплести колючими путами, стягивая их все туже на горле, пока, в конце концов, в голове не останется одна бессознательная каша. К сожалению, авторы Марина и Сергей Дяченко не столь известны в широких кругах, уступая места общепризнанным вековым фолиантам и тем самым книгам, что способны изменить чью-то жизнь. Но стоит с абсолютной искренностью признать, что «Пещера» — одно из лучших произведений фэнтези, требующее должного внимания и своего торжественного места в личной библиотеке. Главное – не торопиться, не сопротивляться и позволить книге увлечь себя полностью. И уже совсем скоро вы поймете, что покрываетесь гусиной кожей отнюдь не от холодного ветерка с улицы. А в сознании прочно укоренится неприятный вопрос, на который искренне не хочется отвечать.

А кем были бы в Пещере вы?

Пещера