“All these moments will be lost in time”
 – все эти моменты будут потеряны во времени…

Не Фрай автор этих строк, и смысловая нагрузка этой цитаты значительно отличается от оригинальной из «Бегущего по лезвию». Но именно эта фраза возглавляет восемь книг из моей любимой серии «Хроники Ехо», объединяя их в неделимую для меня на отдельные рассказы историю.

Что такое «Хроники Ехо»? Это, можно сказать, промежуточная стадия приключений сэра Макса в волшебном мире Ехо. Не знаю, возможно ли, не читая первые книги, входящие в серию «Лабиринты Ехо», проникнуться «Хрониками». И если «Лабиринты» можно отнести к обучению и становлению героя, то в «Хрониках» Макс отдыхает за чашечкой кофе и слушает (а иногда и сам рассказывает, он любит поболтать!) истории своих добрых друзей, а Город, созданный им давным-давно из сновидений, радует гостей подарками – мелкими и крупными чудесами.

Чем меня привлекает это, в общем-то, вялотекущее повествование – это атмосферой. Погружаясь в книгу, ты сам будто засыпаешь, а в сновидениях у тебя кафе у туманной границы, рыжая девушка-кошка, прогулки под разноцветным (и разнотемпературным) дождем под зеркальным зонтиком, а встречающиеся люди – такие же незадачливо-счастливые сновидцы (или такие же увлеченные читатели).

И таким же сном во сне кажутся истории, рассказанные за чашечкой кофе (кофе и вообще кухня заслуживают отдельного упоминания, чего только туда не добавляет хозяин кафе Франк, причем часто малосъедобного, например, разноцветный песок. Хотя во сне и не такое можно съесть, пожалуй, так что все достаточно органично).

Я бы выделила две основные линии, которые, как мне видится, выделяет автор на протяжении всех историй: призраки и дети (либо вместо детей просто неприкаянные люди, как, например, в «Тубурской игре»). Мне показались интересными обе линии в плане отношения к существованию обеих (несравниваемых, в общем-то) сторон.

Фантазии о жизни после смерти – тема всегда благодатная, но обычно в творчестве призраки – это неприкаянные существа, жаждущие одного: чтобы их упокоили побыстрее, а если они и существуют в мире живых, то как «придаток» к могущественным людям. Здесь же – это абсолютно свободные в своей воле существа, которым доступны все чудеса вселенной, а их нахождение рядом с живыми – только их выбор, их радость, их тревоги.

Дети же, напротив, описаны не как открытые для всего нового, потенциальные герои, а как несчастные в общем-то люди, требующие хорошего наставника (можно и призрака), опеки и указания направления в жизни. Хотя, если учесть, что детство в мире Фрая длится по сто лет, неудивителен такой результат – и отношение к детям, когда вокруг одни мудрые старцы, и количество неприкаянных взрослых, которые слишком привыкли быть детьми.

А закончив слушать историю про прекрасный мир Ехо, про живущих в нем людей, счастливых и не очень, умных и зашоренных, про бесстрашных сыщиков, у которых тоже все бывает непросто, описанные с юмором, в стиле персонажа, который ведет повествование (хотя манера общения у всех героев очень похожа, уж очень много времени они проводят вместе, а различия часто ощущаются на уровне характера), мы возвращаемся на границу – в кафе Франка, где подводятся итоги услышанного. И можно тоже просыпаться, ощущая сладковато-горькое послевкусие истории.