Каждый из нас в тот или иной момент жизни мечтал стать актером, играть в театре или в кино. Каждый из нас хоть раз в жизни стоял на сцене перед публикой и не важно читали мы стихотворение или выступали с докладом, но в эти моменты мы играли определенную роль. Но как понять, есть ли у нас актерский талант? Или же можно развить в себе этот талант? И стоит ли посвятить свою жизнь актерскому мастерству? На все эти вопросы можно найти ответы познакомившись с работой самого прославленного театрального режиссера, актера, педагога и реформатора театра Константина Сергеевича Станиславского. Более ста лет назад он создал уникальную актерскую систему, которой пользуются в России и во всем мире по сей день. В основе системы лежит три составляющих – ремесло, представление и переживание.
- Ремесло отвечает за использование готовых штампов, по которым зритель может легко понять какие эмоции и чувства стремится передать актер.
- Представление отвечает за подлинные переживания, которые формируются во время длительных репетиций. При этом актер учится создавать форму проявления этих переживаний, чтобы во врем спектакля не испытывать чувства, а только передавать форму, то есть показывать внешний рисунок роли.
- Переживание. Процесс игры позволяет актеру испытывать подлинные переживания, что и рождает жизнь образа на сцене. То есть актер должен максимально вжиться в роль, должен поверить в те эмоции и контекст, в котором живет его персонаж. И только тогда актер сможет оживить персонажа и сделать его настоящим.
Константин Станиславский в 1938 году написал книгу «Работа актера над собой», в которой подробно описана его знаменитая актерская система. Эта книга входит в обязательный перечень литературы не только в любом театральном вузе, но и на любых курсах актерского мастерства или программы школы кино в Москве. Ведь эта книга рассказывает не только о театральной жизни, работе актера, взаимодействии с другими актерами и приемах актерского мастерства, но и как вдохнуть жизнь в персонажа, как сделать так, чтобы зритель поверил в образ на сцене и многое другое. А главное, в книге приведены упражнения, которые помогут на практике проверить работу актерской системы.
Книга «Работа актера над собой» будет полезна не только будущему актеру театра и кино, но и любой творческой личности, ведь автор много внимания уделает психологии, человеческим отношениям, мотивации, достижению целей, правильности постановки задач и восприятия тех или иных произведений. Книга заставляет работать шестеренки в голове, что позволяет совершенно иначе посмотреть на привычные вещи и научит совершенно на новом уровне взаимодействовать не только с людьми, но и с искусством.