Расскажу об одной удивительной вещи, с которой столкнулась несколько недель назад.
Читать я научилась почти сама. Помню, как часами пыхтела над маленькими рассказиками и стишками, как бесилась, когда перепутанные буквы складывались в слова какого-то непонятного языка. С тех пор прошло немало лет и теперь мне ничего не стоит «проглотить» приличную книгу. За это время я изрядно подпортила себе зрение и, хотя еще совсем молода, должна носить ненавистные очки. Но я никогда не пожалею о том, что потратила частичку своего здоровья, читая эту книгу. О чем она? Она о ребенке. О девочке, которая почти ребенок. Но книга не детская, более того, я не дала бы ее даже посмотреть большинству моих сверстников.
В деревне все всё о всех знают. Ничего не утаить. Тем более, пылкую страсть девочки-школьницы к женатому мужчине, папе ее одноклассника. Он тоже ее любит, но кроме него, ее любит еще и его сын, который ради девушки идет на глупый поступок, послушав совета друга. Действия мальчиков приводят к трагическим последствиям. Во всем обвиняют Катю. Девочке приходится ехать в город к знакомому ученому, но лучше бы она осталась на растерзание односельчанам, ведь беда не ходит сама.
Уже первые несколько страниц – как тест. На выдержку.
«Глухой, как баба Килина, сентябрьской ночи, когда мамка от усталости просто засыпала под папкой, а он, чертяка, все не унимался, тринадцатилетняя дочь их, Екатерина сидела на коленях за домом. Глаза – как раз на уровне ремешка, которым затягивал штаны Роман».
Противно? Если да – бегите, берите, читайте. Но есть в этой истории своя странная красота, гармония противоречий, свой лед и пламя, чет и нечет… Иногда, чтоб достучатся до человека, можно его и матом послать. Это тот случай, когда чтоб не потерялся сюжет, его наполнили меленькими потрясениями для культурного (а большинство читающих именно такими себя считают) человека. И мне было несладко. Но так как посоветовал это очень важный для меня человек, хотелось знать, в чем изюм, почему так много людей читают, хвалят. Это – особенная книга особенной писательницы. Она рассказывает все, как есть или как может быть на самом деле без дешевых украшений, прямо. Это как тяжелый рок после месяцев дешевой попсы – настоящий катарсис. Как когда в плохом, казалось бы, человеке отрывается новая хорошая сторона и он оказывается отличным другом. Хотя к чтению такой книги надо быть готовым, запомнилась эта книга именно душевностью и какой-то легкостью, будто не читала о чужих судьбах, а говорила по душам с друзьями.
Сотворила это чудо писательница с не очень обычным именем – Люко Дашвар и нарекла его «Село не люди». Вот так просто и не однозначно, пусть каждый вложит свой смысл.