Интересна ли вам будет книга о пожилом бродяге без роду без племени, перебивающемся случайными заработками? Уверена, да, если речь пойдёт о повести норвежского писателя К. Гамсуна «Под осенней звездой» (1906).
Лукавый, трудолюбивый, честный, легко сходящийся с людьми, мастер на все руки и изобретатель, Кнут Педерсен из Нурланна пользуется успехом у всех хозяек и их дочек в поместьях везде, где ему предлагают разную тяжёлую физическую работу, и уважением у их мужей и отцов. Разве что менее талантливые и сообразительные товарищи его по работе Гринхусен и Фалькенберг могут на него недовольно коситься. Как это человек с практически инженерными познаниями и золотыми рукам появился здесь и что с ним будет, когда он придёт в себя от неразделённой любви к молодой замужней красавице, автор не рассказывает. Но читатель остаётся в полной уверенности, что природная смекалка и душевная деликатность нигде не дадут пропасть этому тороватому мужичку, который старается, заботясь о других, и себя не забывать.
С любовью выписанные скромные рябиновые картины осенней норвежской природы в наши за сорок градусов в тени манят настолько, что даже не иметь собственного угла, дома, скитаться по дорогам и лесам начинает казаться таким романтичным! Но Гамсуну удаётся избежать и тут слюнявой сентиментальности, хотя мистические мотивы присутствуют и удивляют – Педерсен, оказывается, верит в старинные предания (может, кстати, в глубоко народном, деревенском воспитании его и кроются корни его внутренней силы и уверенности в себе). Он всерьёз пугается, когда к нему наконец приходит ночью (во сне или наяву) страшная ведьма, которую накануне он сам как только не призывал с помощью самодельной изящно украшенной трубки из коряги с кладбища.
Повесть эта своим жизнелюбием и юмором составляет удивительный контраст с ранее читанными «Детьми времени» Гамсуна и невозможно противоречит на мой взгляд тому факту, что автор сочувствовал нацистам и хоть под конец и разуверился в их идеологии, на смерть Гитлера некролог всё же написал. Гуманизм его творчества, отменный язык повествования для меня очевидны и с дальнейшими произведениями (особенно о Педерсене) знакомиться собираюсь!