Честно говоря, третья часть мне понравилась менее всех. Но произвела не меньшее впечатление, чем и другие.
В этой, последней части Николаю почти 17 лет, и он поступает в университет на математический факультет. Но главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Я сразу же поняла, что математика – это не для Николеньки. Он другой человек. Он философ, постоянно блуждающий в своих мыслях, ищущий правду и справедливость в этом бренном мире. Он составляет свои правила жизни и старается следовать им. Правда у него не всегда это получается.
Летом он читает романы и учиться быть как можно более «comme il faut», что, насколько я знаю, с французского языка переводиться как «благовоспитанность», или же «как следует». Он отмечает, что всех людей сразу же делит на «кам иль фо» и «не па кам иль фо», где «n`est pas» обозначает «нет». Я неосознанно сразу же перенесла это на себя, спросила себя: «а на какие категории обычно при встрече делю людей я?» Мне кажется, что для меня тоже «благовоспитанность» и «поведение как следует» является основным качеством, определяющим всех людей в две супротивные группы. Только вот для Николеньки благовоспитанность заключалась в следующих фактах: отличное знание французского языка, особенно выговор; длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и другие, не соответствующие моим понятиям о «comme il faut». Мои же понятия почти что обратны: умение поддержать любой разговор, толерантность, честность, отсутствие высокомерия и тому подобные вещи.
Меня поразил финал книги. Он грустен и трогателен. Николеньку Иртеньева исключают из университета за не сдачу экзаменов. Но он не отчаивается и готовится к повторному поступлению, уже на другой факультет. Также он начинает восстанавливать свои «правила жизни» и снова пытается совершенствоваться и вновь вступает на нравственный путь. А к чему же это его привело, никто точно сказать не может, так как книга на этих событиях и кончается. Но если повесть все-таки псевдо-автобиографическая, и если учесть не математическую направленность жизни Толстого, то можно сделать соответственные выводы!
Надеюсь, мои три рецензии по трилогии «Детство. Отрочество. Юность» вам, дорогие читатели Букли, понравились, и вы, прочитав эти книги, сможете разделить со мной мои чувства и эмоции!