Маленькая трагедия, построенная на противоположностях, не была понятна мне сразу. В таком маленьком произведении заложен такой глубокий и тайный смысл.
Моцарт воплощает собой талант, дарованный свыше. Все дается ему с легкостью и творит он непринужденно, просто так. Он сам воздушен, возвышен, но в тоже время прост, а сам этого не замечает. Он творит музыку для народа, живую музыку. Он задорен и наивен. Он как бы бесшабашен: может остановится у трактира и заслушаться какого-то старика, неся в себе великое творение. Он может зайти к другу не вовремя. Можно зайти и в другой раз. Он не задумывается, а друг ли он ему вообще? Он не понимает, что пишет свой реквием для себя. Но он, гениальный композитор, признает Сальери и считает его равным.
И его противоположность – Сальери. Воплощает собой разум. Он трудится, но признает, что не моет создать такое, что было бы выше всего существующего, что-то грандиозное. Ждет вдохновения и ненавидит за то, что он обделен, за несправедливость. Столько времени провел на совершенствованием, столько трудился. И все напрасно. Он с детства привык, что все дается великим усилием. Воспринимает все серьезно. И поэтому для него то, что делает Моцарт (а делает он это играючи) является подвигом, ему не дается это так просто. Каждый шаг он проверяет, перепроверяет, в каждом шаге сомневается. И вследствие этого каждый шаг дается с трудом. Считал, что все в жизни надо заслужить, ради всего надо стараться. Хоть он и профессионал в своем деле, но сожалеет что Бог наградил «гуляку праздного» и завидует ему «глубоко, мучительно» завидует и молит о том, чтобы и ему было послан тот же дар. Он верит в свое высшее предназначение.
И вот, услышав очередное гениальное произведение, Сальери решает, что он «избран, чтоб его остановить». Он хочет восстановления справедливости и зависть толкает его на совершение преступления, на этот непростительный поступок. Но смерть прекрасного и талантливого человека поистине красива. Пусть мы ее не видим, но чувствуется что-то возвышенное. И в данном случае мы не чувствуем трагедии от потери.
И мне кажется, что одна из идей, заложенных Пушкиным в произведение, такова: нельзя позволять «Разуму» убить в себе «Талант». И два греха, которые раскрывает Пушкин – зависть и предательство.
Это небольшое произведение обязательно нужно прочитать, чтобы ознакомиться с известной легендой. Чтобы поразмыслить и почерпнуть знания. Маленькая трагедия с большим смыслом.