Два года назад подруга подарила мне на день рождения роман английской писательницы Джоджо Мойес «До встречи с тобой». Я не привыкла судить книгу по обложке, но, будучи приверженцем классической литературы, многого от нее не ждала. Несмотря на это, подарок есть подарок, и я приступила к чтению. В самом начале книга показалась мне не более чем романтической ерундой для домохозяек, которым помимо кухни и воспитания детей нужно еще чем-то себя занять. Однако, по мере моего путешествия по ее страницам, менялось и мое мнение об этом произведении.
Роман повествует историю двух людей, родом из маленького английского городка, принадлежащих к разным социальным классам, которым, волею судьбы суждено было встретиться, чтобы навсегда изменить жизнь друг друга.
Луиза Кларк работает в местном кафе «Булочка с маслом», является главным кормильцем в семье и на протяжении шести лет встречается с парнем, которого на самом деле не любит. У нее нет настоящего хобби, не считая любви к винтажной одежде, которую она скупает в благотворительном магазине в неограниченных количествах, нет образования, в свои 26 она ни разу не уезжала дальше пары километров от родного города и ее это устраивает. Тем не менее, у жизни на Лу — свои планы и однажды её идеальный маленький мирок рушится как карточный домик, когда хозяин «Булочки с маслом» закрывает кафе, вынуждая девушку менять привычный жизненный уклад.
Неожиданно для себя, Луиза получает работу сиделки в богатом доме, где ее подопечным становится молодом бизнесмен Уилл Трейнор, после несчастного случая лишившийся возможности двигаться и вынужденный вернуться из Лондона в родной городок, чтобы влачить жалкое существование.
Поначалу жизнь в «Гранта-Хаусе» кажется Лу сущим адом, но ради своей амбициозной старшей сестры, решившей вернуться в университет, и родителей, которым больше не на кого надеяться, главная героиня день изо дня терпит колкости Уилла и претензии его надменной матери.
«Когда тебя катапультирует в совершенно новую жизнь — или, по крайней мере, с размаху прижимает к чужой жизни, словно лицом к окну, — приходится переосмыслить, кто ты есть. Или каким тебя видят другие.»
Сюжет начинает развиваться после того как Лу, случайно подслушав разговор родителей Уилла, узнает о его планах через пол года отправиться в клинику для неизлечимо больных и там покончить жизнь самоубийством. Шокированная этим страшным известием, девушка хочет уйти с работы, но, после откровенного разговора с сестрой, решает остаться и во что бы то ни стало заставить Уилла передумать.
С этого момента я больше не смогла отложить книгу в сторону до самой последней страницы, настолько искусно Джоджо Мойес показывает характеры и переживания своих героев, в разных главах ведя повествования от лица каждого из них.
Я искренне сочувствовала Камилле Трейнор, которая предстала передо мной не только в образе «железной леди», но прежде всего в образе любящей матери, боящейся навсегда потерять своего ребенка.
«Я смотрела на Уилла и видела младенца, которого держала на руках, ослепленная наивной любовью, неспособная поверить, что произвела на свет новое человеческое существо. Я видела карапуза, который брал меня за руку, школьника, который рыдал от злости, когда его задирал другой ребенок. Я видела уязвимость, любовь, историю. Вот что он просил уничтожить — маленького ребенка, а не только мужчину — всю эту любовь, всю эту историю.»
День за днем я смеялась и огорчалась вместе с Лу Кларк, радовалась её успешным попыткам вдохнуть в Уилла жизнь, вытащить его на природу, на концерт классической музыки, наконец, уговорить отправиться в путешествие. Поначалу неохотно, затем, сама того не замечая, Лу тоже менялась под воздействием Уилла, который считал, что она заживо себя похоронила и не хочет этого признать.
«— У вас была интересная жизнь, правда?
— Да. — Он придвинулся ближе и поднял сиденье, так что мы оказались почти на одном уровне. — Вот почему вы меня бесите, Кларк. Потому что я вижу ваш талант, вашу… — пожал он плечами, — вашу энергию, неординарность и…
— Только не говорите «потенциал»…
— …потенциал. Да. Потенциал. И я не в силах понять, как вы можете довольствоваться этой жалкой жизнью. Жизнью, которая почти полностью проходит в круге радиусом пять миль и в которой нет никого, кто удивлял бы вас, подталкивал или показывал вам то, от чего кружится голова и по ночам лежишь без сна.»
«— Вам двадцать шесть лет, Кларк. Самое время завоевывать большой мир, ввязываться в неприятности в барах, демонстрировать свой странный гардероб сомнительным мужчинам…
— Я счастлива здесь, — возразила я.
— А не должны бы.»
На многих форумах я видела бурные обсуждения суицида в случае паралича. Люди, не стесняясь, осуждали Уилла, многие приводили в пример, Ника Вуйчича, который живет полной жизнью, несмотря на свою инвалидность. Книга «До встречи с тобой» помогла мне понять, что родиться инвалидом и изначально принять себя таким, все-таки проще, чем стать им, особенно для такого человека, как Уилл.
— «…Ты меня не знаешь, по-настоящему не знаешь. Ты никогда не видела меня до того, как все случилось. Мне нравилась моя жизнь, Кларк. Очень нравилась. Я обожал свою работу, путешествия, занятия. Мне нравилось упражнять свое тело. Нравилось гонять на мотоцикле, прыгать с крыш. Нравилось размазывать конкурентов по бизнесу. Нравилось заниматься сексом. Много заниматься. Я вел насыщенную жизнь. — Он заговорил громче: — Прозябание в этом кресле не для меня… и все же фактически оно меня определяет. Оно единственное, что меня определяет.»
Несмотря на говорящее название книги «До встречи с тобой», по-моему, это все-таки больше история Лу Кларк, а не Уилла Трейнора. С помощью Уилла, Лу раскрывает свой внутренний потенциал, который всегда в ней был, просто она боялась поверить в себя и попробовать то, что ей, как она считала, не положено по статусу.
«— Его пальцы чуть сжали мои, и это придало мне смелости. — Если тебе неловко встречаться с прислугой, я найду другую работу. Я давно хотела сказать… Я подала заявление на курсы в колледже. Я искала в Интернете, разговаривала с другими квадриплегиками и их сиделками и узнала много, очень много о том, как все устроить. И теперь я могу быть с тобой. Понимаешь? Я все продумала, все изучила. Вот какой я стала. Это твоя вина. Ты меня изменил. — Я почти смеялась. — Ты превратил меня в мою сестру. Только я лучше одеваюсь.»
На мой взгляд, суть романа заключается вовсе не в любовной линии, а в том, чтобы стремиться жить ярко, не бояться перемен, расширять свои горизонты, ценить и любить жизнь во всех ее проявлениях!!! Этот мощный посыл, безусловно, стоит того, чтобы прочесть книгу и сделать свою жизнь настолько полной и яркой, насколько это возможно.