Условно эту книгу можно описать как «История Золушки, не справившейся с семейной жизнью». Тема удивительно благодатная. Случайное знакомство, полное очарование принца (графа) прелестной красавицей, открывшиеся перспективы, затуманившие мозг девушки, великолепная пафосная свадьба… Прекрасный сюжет не только для любовного романа, фильма или телесериала. Но и для детской сказки или мультфильма. «И жили они долго и счастливо» — как будто проблема только в том, чтобы найти этого сказочного принца, обратить на себя его внимание и понравиться настолько, чтобы сыграть роскошную свадьбу.
«Снобы» идут чуть дальше. Сказка – только треть повествование. А дальше Золушка, обласканная вниманием прессы, понимает, что жить аристократкой – скучно. Условности утомляют. Свекровь явно недолюбливает. А муж… во время погони за титулом и игрой в воспитанную девочку она даже не успела с ним толком познакомиться. Скучно, в общем. На самом деле, это тоже весьма тривиальный сюжет. Из сказки про Золушку (которая, будучи дочерью весьма богатых бизнесменов, не такая уж, собственно, и Золушка. Просто замахнулась уж совсем высоко) эта книга могла бы постепенно скатиться в суровую бытовуху, если бы не одно «но».
Одно «но» — это потрясающий стиль автора. Джуллиан Феллоуз умеет обращаться со словами, стилем, текстом. Периодически я забывала, что читаю современного автора, настолько его стиль показался близким к нежно любимой мною классической английской литературе. С неспешным сюжетом, подробнейшим разбором характером, тонкой иронией, необычным юмором, а кое-где – даже жесткой сатирой. Он смеется над людьми, стремящимися забраться повыше. Чего стоит только пара Истон, жаждущая во что бы то ни стало завести полезное знакомство и готовых ради этого унижаться как только можно! Над теми, кто забывает о человеческих чувствах, своих и чужих, на пути к успеху. Смеется над теми, кому волей рулетки-судьбы выпало стать наследниками громких фамилий и огромных состояний, но внутри у них пусто. И опять же, это может выглядеть пошло, неуместно, пафосно. Но нет, автор написал очень тонкую, ироничную вещь, которую можно перенести и в обычные реалии обычных людей.
Например, старые знакомства и принадлежность к кругу. Мне кажется, за исключением особо честолюбивых родителей и меркантильных девочек/мальчиков, а их на самом деле не так уж и много, если думать глобально, большинство предпочитает, чтобы их дети создавали семьи примерно в своем кругу общения, профессий, материального достатка. Это на самом деле снимает ряд проблем.
В их сознании не укладывается, что на свете может существовать человек, достойный войти в их общество, с которым они не были бы с детства знакомы если не напрямую, то хотя бы через кого-то из друзей. Самое большее, на что могут надеяться все эти улыбчивые гонщики и актеры-кокни, сияющие от счастья на задних церковных скамьях на королевских свадьбах, это на положение неофициального придворного шута, то есть человека, которого в любой момент можно прогнать.
С другой стороны, разве все мы такие разумные и практичные? Да нет, конечно. Когда в дело вступают чувства, кто думает о практичности? Очень мало кто. А кто думает про эту практичность слишком много, потом оказывается в ситуации Эдит.
Все вдруг стало понятно – дело-то было в том, что ей до слез скучно с собственным мужем. Жизнь была еще кое-как приемлема в величественных интерьерах Бротон-Холла, где было с кем поговорить и всегда к ее услугам пьянящее вино зависти в чужих глазах, но оказаться один на один с Чарльзом в деревенском доме… Об этом и речи быть не могло.
Вот и вся мораль. Девушка, казавшаяся в начале повествования такой разумной, рассуждавшая так спокойно, так глупо попалась. А все почему? Потому что даже в день свадьбы она думала не о женихе как таковом, спокойно рассуждала, как ей плевать на их «совместимость», раз у нее будут такие невероятные возможности. Это как с высокой должностью. Многие пренебрежительно заявляют «ой, да чем он занят, этот директор, штаны протирает», думая только о высоких зарплате и статусе и забывая об обязанностях и ответственности. И о самой, собственно, работе. Так и тут, Чарльз для Эдит – лишь средство, которое уже через пару месяцев будет раздражать.
Чарльз и его семья также очень типичны. Властная мать, «задушившая» на корню всю самостоятельность не только мужа (неоднократно подчеркивается, как он глуп, хотя далеко не факт, что так оно и есть), но и детей. В итоге богатый наследник, который по всем признакам должен ощущать себя уверенным центром жизни, выглядит абсолютно несамостоятельным маленьким мальчиком. Думаю, подобная семейная модель «обречена» на какие-нибудь выходки в будущем – например, на неподходящую невестку. И в дальнейших событиях, с одной стороны, их становится жаль, особенно Чарльза, простоватого и любящего, и никак не монстра, к которому в своей жажде титула могла запросто угодить Эдит, да и понятно, что хитрые девочки и не таких в церковь заманивали, но в то же время это – отчасти ответ на их образ жизни и отрицание всего «ниже их по статусу». Такой жизненный урок для «Снобов». Как ни строй идеальную в своем понимании семью, жизнь внесет свои коррективы, и чем выше забрался, тем больнее будет падать.
Конечно, эта история не первична. Пока существуют семейные взаимоотношения, пока хоть какое-то значение имеет для масс статус, будут и такие скоропостижные браки, от которых все вокруг будут несчастными. «Госпожа Бовари» века девятнадцатого трансформируется в «Узорный покров» века двадцатого, а «Снобы» потихоньку встретят миллениум и передадут эстафету новой девочке, которая так хочет быть богатой и знатной, ну или просто замужней, раз с богатым и знатным не вышло. Эта книга, несмотря на прозрачный от начала до финала сюжет, показалась мне очень продуманной, с тонкой моралью и, конечно, юмором (юмор чрезвычайно английский, что меня, как ценителя, заставило вцепиться в текст и наслаждаться практически каждой фразой). И, пожалуй, разнообразие характеров позволило в очередной раз чуть лучше узнать людей.