Жанр «фэнтези» многогранен и ограничен лишь авторской фантазией. Под него подходят и приключения, и любовные истории, и военные драмы… Главное, чтобы в сюжете было что-то волшебное. И при всем разнообразии персонажей, встречающихся в книгах этого жанра, пожалуй, впервые в качестве главных героев я встретила Джинна (который обычно представляет собой средство для исполнения желаний) и Голема (который вообще, как правило, разумом не обладает). Каждый из них обзавелся характерными для своей расы чертами и отправился в Нью-Йорк, потому что где еще, как не в Америке, могут столкнуться и найти что-то общее два столь разных существа с Востока и Старой Европы?

Нью-Йорк

При лично моей нелюбви к сюжетам, где Америка предстает в роли всеобщего благодетеля и предела стремлений, не могу не признать, что Нью-Йорк в этом произведение играет одну из главных ролей, возможно, даже важнее, чем сами Голем и Джинн. Иначе стали ли бы они такими, какими стали? Думаю, в первую очередь тут очень важно удачно выбранное время. 1899 год — город уже огромен и заселен, но эмигранты продолжают его наводнять отовсюду. Очень легко приживется легенда, как бедуин незаконно плыл в трюме корабля, а молодая женщина осталась вдовой при переезде. И Нью-Йорк еще не столь шумен, как любой современный мегаполис. Он поразит чудесами проспавшего несколько сотен лет или новорожденную женщину, но не задавит автомобилями, пробками, смрадом, сетями. Ночные прогулки по парку и крышам, по мокрым ночным улицам и свежему снегу погрузят в атмосферу неспешного повествования, но не оставят давящего ощущения на душе.

Дым выходит из кувшина

Вот и Джинн проникается. Он, понимая, что сила его скована, не стремится убежать в родную страну, а потихоньку, по улице, изучает город. Джинн-Ахмад получился очень интересным персонажем. Он – настоящее дитя пустыни, свободный разум, лишенный предрассудков. Он состоит из огня и воздуха, и это легкое пламя пытается приспособиться к жизни рядом с людьми. Что приятно, он учится и взрослеет морально всю книгу, учится признавать свои ошибки, учится смотреть на жизнь по-другому. Но в то же время, читая, как он удивляется самым простым вещам, начинаешь тоже по-новому смотреть вокруг, на то, что уже кажется таким простым, привычным и понятным.

Лепка

Голем, или Хава, также очень интересно отражает мифические черты Голема. Традиционно он – подчиненное воле хозяина существо разрушительной, но автор добавила ей сильнейшую способность к эмпатии вкупе с продуманными первым хозяином чертами характера, и это также повлияло на ее развитие как самостоятельной личности. И если Джинн – противоположное воде существо, то Хава – ее творение, творение земли и воды.

Таким образом, автор очень интересно поигрался с четырьмя стихиями, каждый из главных героев олицетворяет две из них и, по логике, Голем и Джинн должны стать врагами… Но они слишком одиноки среди людей из плоти и крови, поэтому встреча была неизбежной. Хотя, что вдвойне приятно, эта встреча произошла не на первых страницах. Автор позволил нам, прежде чем следить за взаимоотношениями главных героев, узнать каждого из них получше, оценить их сильные и слабые стороны. Поэтому повествование очень неспешное, много житейских, бытовых ситуаций, на удивление органично и легко воспринимаемое.

Что очень приятно, в этой книге нет лишних персонажей. Каждый второстепенный герой перекликается с историей, случившейся в далеком прошлом с Джинном, либо несет дополнительную информацию, дополнительные аналогии. Или просто помогает главным героям, и читателю вместе с ними, чему-то учиться. История Софи, девушки, которую соблазнил Джинн, перекликается с историей Фадвы, жившей сотни лет назад, но каждая из них имеет свое завершение. Раввины имеют между собой нечто общее, различаясь целями и намерениями. И даже мальчик Мэтью, прибившийся абсолютно случайно к мастерской, введен в сюжет не просто так, он раскрывает человечность Джинна, помогает ему лучше понять людей. Что особенно приятно, ни одну из начатых линий автор не оставил оборванной или брошенной.

Эти линии переплетаются, рисуя перед нами полотно из древних легенд и традиций, религиозных обрядов и ветра пустыни, жизни людей – как много веков назад, так и в сравнительно недавнее время. Эта картина состоит из простых желаний и жажды свободы; важности не отличий, а общности; восточной тягучести и западной экспрессивности. Автору удалось создать очень необычную фэнтези-книгу, смесь из мифов, облаченную в обыденную реальность. И самое главное, что доносит эта книга – неважно, какими мы созданы. Важно то, какими мы стремимся стать.