Что мы знаем о Ван Гоге? Что он — рыжий, сумасшедший художник, злоупотреблявший абсентом, который вроде отрезал себе ухо. Но так ли это на самом деле? Можно ли уместить всю жизнь и личность этого человека в емкое, спорное предложение? После прочтения книги «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна, я категорически не согласна с этим утверждением.
Справедливости ради, стоит сказать, что когда я увидела книгу в магазине, я понятия не имела, о чем она. Меня привлекла обложка с автопортретом Ван Гога. И пока я не начала читать, я не думала, что книга про него. Раньше все мое восхищение этим художником сводилось к немому разглядыванию его картин. Но по мере освоения семисотстраничной книги я поняла, что автор всем известных полотен — сам неизвестен миру. Все, что о нем известно простому обывателю — его тяга к спиртному, странная манера рисовать и то, что он лежал в психиатрической лечебнице, где и умер. Хотя, скажу сразу, умер он, когда находился вне клиники, просто под присмотром врача.
Что касается самой книги. Она написана красивым, доступным языком, на биографический манер. Повествование ведется от автора. Винсент там — третье лицо. Реалистичность изложения достигнута благодаря тому, что автор — известный американский биограф Ирвинг Стоун не поленился не просто повторить весь географический путь Ван Гога, но и поместить себя в те же условия, что и художник. Некоторое время он проводил в той же лечебнице, что и Ван Гог. Роман был написан спустя почти 40 лет после смерти художника, поэтому основным источником информации для диалогов и описания размышлений Винсента в романе стала переписка его с братом Тео. Брат всегда любил и поддерживал начинания Винсента, выручал в трудную минуту и спасал от голодного забвения на улице. Ближе Тео у Ван Гога никого не было.
Все словно становится на свои места, когда читаешь эту книгу. Во-первых, Ван Гог не родился сумасшедшим и не стал им по своей прихоти. Сдвиг его сознания обязан своим появлением работе проповедником на гибельных шахтах, отношениям с женщинами, в которых Ван Гогу не повезло влюбиться, жаркому солнцу и бешеному мистралю Арля, в котором художник достиг пика своего мастерства, но поплатился здоровьем.
Во-вторых, если размышлять о раннем Ван Гоге, у меня сложился портрет приятного молодого человека, желающего завести семью, детей, умеющего и желающего любить, ценителя прекрасного, постоянно развивающегося и меняющего свои взгляды, что нормально. Но почему-то для всего мира он представлен абсолютно противоположным — диким, с большим выпуклым лбом, с бегающими глазами и странными, пугающими наклонностями. Жуткая несправедливость…Да, возможно, под конец жизни он таким и стал, но что его так изменило? Что стало причиной всем известного поступка с отрезанием уха? Ответы найдутся в книге.
Многие ученые и психиатры, в том числе, знаменитый британский невролог Оливер Сакс, полагают, что гении — люди не совсем здоровые. Граница между талантливым и гениальным человеком заключается именно в расстройстве психики, которое вышло наружу. То есть, человек с нарушением психики — не всегда гений. Но гений — всегда человек с нарушением психики. В этом феномен Ван Гога. Неизвестно, стал бы он таким гениальным художником, если бы трудности в его жизни, если бы не бешеная отдача этого человека своему любимому делу — рисованию. Ведь долгое время он пытался рисовать по имеющимся канонам того времени, с использованием привычных цветов и техник. Ему никак не давалась акварель, профессионалы, с которыми он советовался говорили, что живопись не для него. И лишь после определенных потрясений, после нескольких встреч с прекрасной, но губительной природой, Ван Гог создал шедевры, которыми мы восхищаемся сегодня. Советую всем прочитать эту удивительно живую и красочную книгу о жизни великого человека и подумать, какую цену иногда надо заплатить за свое бессмертие.