«Каждый из нас хочет быть личностью, хотя никто не знает, что это такое».

Борн

Трилогия Вандермеера о «Зоне Икс» сейчас становится все более популярной в связи с выходом фильма «Аннигиляция» (который в России, к великому моему сожалению, отказались показывать). Но она довольно тяжеловата для восприятия, чего не скажешь о «Борне», его новом произведении. У Вандермеера есть чудесная особенность описать то, что с трудом поддается представлению в образах: различные явления, не имеющие место быть в обычном мире, смысл происходящего, не сразу доступный для представления. Он настолько виртуозно играет словами, создавая зыбкую пелену смутных и сюрреалистичных образов, что постепенно словно сам оказываешься в центре всех его экологически-катастрофичных миров.

Борн во всех смыслах уникален: начиная от интересной задумки автора, сводящейся, как обычно, к ужасающим последствиям нарушения самой природы и попыткой установить над ней тотальный контроль, и заканчивая, собственно, самим Борном, найденным в куче мусора главной героиней, от лица которой и ведется эта история. До самого конца трудно понять, хороший ли Борн или плохой, кем он является на самом деле для этого разрушенного города и его приемной матери, Рахиль, — спасением или оружием против них? Книга захватывает с первых страниц и не отпускает, пока не проглотишь ее до самого конца, жадно перелистывая страницу за страницей. Некоторые места, конечно, немного пугают жестокостью или натурализмом: бесчеловечные дети-мутанты, для которых является наслаждением издеваться над прочими существами и людьми или описание того, как пожирает своих жертв гигантский Морд, являющийся неким охранником или правителем заброшенного города, но таких моментов не очень много.

«Борн» наглядно показывает не только полный крах в результате создания роботизированных животных и искусственных организмов, но также яркое стремление человека выжить, не смотря ни на ужасающие условия вокруг, ни на полную безнадежность будущего. Даже в самых кошмарных уголках, покрытых токсичным мусором и ядовитыми отбросами, остается место для дружбы и любви, а это, я думаю, самое главное.