Адвокат Дьявола

Очень сложно читать книги, экранизации которых ты уже смотрел, причём не один раз. После просмотра в голове уже есть устоявшиеся образы, события и диалоги, которые отличаются от книги, или вообще в ней не присутствуют. Особенно это касается хороших экранизаций. Таких, как, например, «Адвокат Дьявола».

Но вот что интересно, в данном случае книга нисколько не враждует с картинкой в голове, а создает свою собственную, отличную от фильма. Дело в том, что она написана тем прекрасным стилем, когда автор углубляется в мельчайшие детали и ты знаешь всё, вплоть до цвета пуговиц на блейзере третьестепенного героя. Кроме того, сюжет фильма отличается от книги, сохранив только завязку истории и персонажей.

Тон повествованию сразу задаёт сцена самоубийства, с которой начинается роман. Искушенный читатель может понять, что всё, что будет происходить дальше либо будет прямо с этим связано, либо, рано или поздно, объяснит причину такого начала. Так и есть, история систематически возвращается к этому событию, обрастая новыми подробностями.

В книге нет лихо закрученного сюжета. Всё просто — после с блеском выигранного громкого дела, успешного адвоката — Кевина Тейлора — в свою фирму приглашает загадочный Джон Милтон, предлагая очень выгодные условия. Типичная «Американская мечта» — большая квартира, хорошие гонорары, громкие дела и семейная атмосфера делают своё дело, и герой соглашается. Всё идёт прекрасно, пока Кевин не начинает понимать — здесь что-то не так.

Ещё один важный персонаж книги — страсть. Страсть, как искушение. Она пронизывает книгу насквозь, проявляясь буквально во всём, и это не только секс как таковой (которого, кстати, в книге тоже немало), но и описания жизни Джона Милтона и его партнёров вне работы. Страстью пропитано буквально всё.

Я не скажу, что книга шедевр. Нет, она простая и бесхитростная, однако чем-то цепляет. Интересный сюжет без претензий на детектив не оставляет загадок и не предлагает самостоятельно распутать змеиный клубок. Он просто стремительно движется вперёд, к финалу, быстро отвечая на все вопросы. Внимательный читатель быстро поймёт, что “Адвокат Дьявола” — это не аллегория. К этому выводу подталкивает абсолютно каждый факт — описание жизни и безграничная власть Джона Милтона, его знание будущего и даже имя личного водителя — Харон. Всё ведёт нас к тому, что начальник Кевина — сам Дьявол.

С точки зрения сюжета и интриги фильм оказывается значительно интереснее. Несмотря на то, что формат кинематографа загнан в жёсткие рамки хронометража, сценаристам удалось отсечь всё ненужное и добавить своего, создав, по сути, другую историю с той же завязкой.

Однако, при всей своей простоте, книга, всё же, задаёт читателю вопрос, на который сложно ответить однозначно: «А как бы поступил ты, оказавшись в подобной ситуации?» Кроме того, в романе чётко прослеживается мысль, озвученная героем Аль Пачино в экранизации: «Тщеславие — мой самый любимый из грехов».

Я не могу сказать, заинтересовался бы я книгой, если бы не одноимённый фильм, просмотренный мной раза три-четыре. Скорее всего, нет — она прошла бы мимо и я даже не могу сказать, что упустил бы что-то важное. Тем не менее “Адвокат Дьявола” далеко не худший способ скрасить несколько вечеров за интересной книгой.

«Когда все вот так само идет в руки, поневоле начинаешь нервничать» ©