«Лермонтов имеет то общее с великими писателями всех времен, что творения его верно отражают его время со всеми его хорошими и дрянными особенностями» – утверждал Фридрих Боденштедт, один из переводчиков поэта. И действительно, с ним сложно не согласиться в силу того, что Лермонтов – «поэт поколения», который своим творчеством написал реалистичный психологический портрет своих современников. 1840-ые года – эпоха крестьянских волнений. Период борьбы за отмену крепостного права, то есть время «войны» за свободу. Лермонтов ищет идеального героя-борца и находит его в своем новом произведении «Мцыри».

В своей поэме  мужестве и свободе Михаил Юрьевич рассказывает удивительную проницательную историю молодого послушника, отказавшегося от спокойствия, тихого счастья монаха и даже жизни во имя воли. Свобода — это понятие, которое у юноши четко ассоциировалось с идиомой «настоящая жизнь».

Об истории мцыри читатель узнает от первого лица, так как Лермонтов написал свое произведение, вернее его большую часть, в форме исповеди. Именно поэтому юноша открывается нам больше с душевной, нежели с биографической стороны, в связи с чем, мы мало что знаем о прошлом главного героя. Мцыри – молодой человек грузинских кровей, пленник русского генерала, с шести лет заточенный в кавказский монастырь. Все эти довольно скупые, но все же существующие факты о прошлом послушника указаны Лермонтовым отнюдь не для того. Чтобы рассказать предысторию, а с целью создания образности, введения читателя в соответствующую атмосферу. Кавказ – символ загадочности; юный пленный грузин обозначает мужество, борьбу за счастье. Образ монастыря также не остался без расшифровки. Лермонтов видит и показывает читателю монастырь как символ неволи. Юноша не создан для подневольной монашеской жизни. Он не хочет существовать, он хочет жить! Именно поэтому послушник борется за свободу.

Но только ли это стало причиной побега юноши? Ответ однозначен: нет. Я считаю, что немалую роль в таком развитии событий сыграл и удивительный характер главного героя.

Побег охарактеризовал юношу как целеустремленного и свободолюбивого человека. Для него три дня вольной жизни были дороже полноценной жизни монаха. Он сделал свой выбор и ничуть не пожалел об этом впоследствии. Второй поступок, произошедший во время встречи с грузинкой, вновь показал жизненные приоритеты мцыри. Герой побеждает любовный порыв во имя свободы, отчизны, то есть ради достижения своей цели! Юношу совершенно не пугают природные опасности, супротив, « могучий барс» заставил сердце мцыри «зажечься жаждою борьбы». Эта третья ситуация характеризует юношу как смелого человека, желающего биться исключительно с сильным соперником.

Нельзя не обратить внимания и на саму исповедь юноши, как на его речь, монолог. Несмотря на приближающуюся смерть мцыри говорит очень эмоционально. Его слова берут за душу, заставляют задуматься…

Также характер юноши можно проследить через эпиграф. Говоря современным языком, такое начало можно прочитать как «Вкушая,  я вкусил мало меду, и вот я умираю». Эпиграф выделяет вольнолюбие как основное качество характера мцыри и главную идею всей поэмы.

«Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля, —
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О! я, как брат,
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой
Меж бурным сердцем и грозой?»

Уже из этих слов вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью» — пишет в своей критике В.Г. Белинский, цитируя строфы из поэмы. Он восхищен как самим произведением, так и его главный героем. Сильный и в это же самое время слабый юноша полюбился ему, как и многим другим россиянам и зарубежным читателям.

Михаил Юрьевич  – мастер слова. Именно поэтому каждый читатель видит в мцыри частичку себя. Исключением не останусь и я. Герой мне близок своей целеустремленностью. Я считаю, что надо бороться до конца, потому что борьба есть надежда, а надежда, как известно, должна умирать последней. Юноша боролся до конца, несмотря на все преграды, шел к своей мечте и даже умер вместе с надеждой!

Дорогие читатели Букли! Берегите близких, себя и свою мечту!