История России начала XX века богата событиями, но учебники истории предлагают нам только общую картину. В них оказывается доступным лишь небольшой отрывок обезличенной истории, лишенный яркости и голоса времени. Но что, если посмотреть на историю России под другим углом? Узнать о событиях от очевидцев? Для этого не обязательно изобретать машину времени – достаточно найти книги, написанные современниками. Жизнь каждого уникальна и неповторима, поэтому истории «от первого лица» не только раскрывают личность автора, но и показывают эпохальные события через призму человеческой жизни. Мы подобрали 10 наиболее интересных мемуаров начала XX века, наиболее полно раскрывающих исторические реалии прошлого.
Иван Юров – «История моей жизни»
На фоне грандиозных перемен, изменивших жизнь огромной страны, вологодский крестьянин Иван Юров в своих дневниках рассказывает сыну Леониду о себе, своем времени и родине в период с 1887 по 1935 годы. Он был половым в трактире и рабочим на табачной фабрике, чернорабочим и начальником строительства завода, заведующим избой-читальней и продавцом шнурков, его называли «наш Ленин», а потом исключили из партии, он сидел в тюрьме царской и тюрьме советской. Автор не был ни беспристрастным, ни объективным. Но его воспоминания удивительно правдивы. Описывая личную жизнь, он предельно строг к себе. Благодаря этой честности мы можем взглянуть на жизнь конца XIX – первой трети XX века как бы изнутри, увидеть великие события глазами простого, «маленького» человека.
Максим Горький – «Жизнь Клима Самгина»
Повесть «Жизнь Клима Самгина» является не только самым объемным произведением в творчестве писателя, но и самым масштабным по замыслу. Горький несколько десятилетий вынашивал идею, а потом приступил к кропотливой работе описания жизни России с 1880-х до 1918 гг. И несмотря на то, что произведение носит художественный характер, исторические события, жизненные условия и быт переданы с педантичной точностью. Именно поэтому данное произведение можно смело отнести к мемуарам. Книга напоминает хронику, где есть место не только ключевым событиям в Москве и Петербурге, но и жизни простого народа в глубинке. Повесть изобилует множеством характеров, уникальных, с одной стороны, и ставшими собирательными образами «жертв истории», с другой.
Иван Бунин – «Окаянные дни»
«Окаянные дни» Бунина написаны на основе дневниковых записей, которые автор вел в период 1918-1920 гг. Кроме того, что в этом произведении легко угадывается стиль писателя, роман является уникальным источником исторической правды. Бунин смог запечатлеть жизнь людей в переломный момент истории. В книге есть описание не только самих революционеров и их деятельности, но и вскоре последовавшей гражданской войны. Автор очень тяжело переживал события, происходившие в России, и считал революцию национальной катастрофой. Строки романа пронизаны болью, страхом и гневом, что создает тяжелую и мрачную атмосферу. Из-за откровенной антибольшевистской направленности «Окаянные дни» были запрещены в России до перестройки.
Константин Ливанов – «Записки доктора 1926 – 1929»
В 2017 году в издательстве «Медиарост» вышла книга «Записки доктора 1926 – 1929». Это первая публикация дневниковых записей рыбинского врача Константина Ливанова в полном объеме. Уникальный документ эпохи, напоминающий по стилю «Окаянные дни» И. Бунина и «Несвоевременные мысли» М. Горького, точно описывает течение жизни небольшого города в центре России в середине 1920-х годов. Из разрозненных отрывков, записанных доктором в своей тетради: историй и исповедей пациентов, размышлений о человеческой природе, случаев из врачебной практики, складывается широкая общественная панорама и духовная атмосфера, в которой пребывал Рыбинск и вся провинциальная Россия в первые послереволюционные годы.
Владимир Набоков – «Другие берега»
Владимир Набоков, признанный гений художественной прозы ХХ века, трижды рассказывал о своей жизни, но именно книга «Другие берега» адресована русским читателям. Автобиография охватывает сорок лет жизни писателя – с начала века до мая 1940 года, когда ему пришлось уехать в США. В произведении автор рассказывает о своих счастливых днях в родовом гнезде под Петербургом, об учебе в России и в Англии, о родных и близких, особое внимание уделяя трагической гибели отца. Набоков откровенно говорит о жизни в эмиграции и кропотливой работе своего таланта.
Маргарита Зарудная-Фриман – «Мчались годы за годами»
Воспоминания Маргариты Зарудной-Фриман известны лишь узкому кругу читателей. Её мемуары далеко не столь популярны, как рассказы лиц известных. На страницах дневника она описывает жизнь российской интеллигенции в переломный для страны момент. Её семья была крепко связана с революционерами. Вот только сама революция не оправдала ожиданий. Гражданская война вынудила семью Маргариты пройти всю страну, чтобы, наконец-то, вырваться из её кошмара. Долгие годы скитания в полной мере раскрыли тяготы новой жизни и строя. Особое внимание в книге уделено родителям Маргариты, которые даже в самые трудные времена оставались верными своему слову и сохранили человечность.
Новая жизнь Маргариты Зарудной-Фриман началась за тысячи километров от Родины. А её дом в Бостоне надолго стал одним из центров культурной жизни русской интеллигенции.
Евгения Гинзбург – «Крутой маршрут»
Первая половина ХХ века известна не только двумя революциями, сменой политического строя и гражданской войной, но и кровавыми репрессиями и культом личности. Евгения Гинзбург была журналистом, прошедшим через ад. Её маршрут начался с заключения в 1937-м и продолжился восемнадцатью годами тюрем, лагерей и ссылок. Гинзбург пишет о своем заключении и жизни в застенках без прикрас, с ужасающей правдивостью. Автор не прибегает к художественному вымыслу, чтобы добавить драматизма своей истории. Вся книга — это крик человека, который хочет быть услышанным и понятым. Со страниц мы узнаем о поистине страшных вещах, принять которые разум попросту отказывается. И вместе с тем каждая строчка напитана неподдельной искренностью и достоверностью. Евгения Гинзбург пишет открыто, и читатель невольно проникается уважением к силе духа автора. Она смогла не просто написать свою историю и историю тысяч таких же людей, но и показать, что такого произвола и ужаса больше не должно быть в истории нашей страны. Опубликованные фотографии и документы не дают усомниться в подлинности истории Евгении Гинзбург.
Елизавета Нарышкина – «Мои воспоминания. Под властью трех царей»
Елизавета Нарышкина была последней гофмейстериной императорского двора. В своих воспоминаниях автор рассказывает о последних днях перед убийством Александра II, о двух революциях и событиях между ними. Елизавета Нарышкина описывает заключение императорской семьи под стражу в 1917 году. Книга достаточно объемна, но с исторической точки зрения бесценна — описания ключевых событий перемежаются рассказами о личном и воспоминаниями, которые позволяют взглянуть на события того времени с другой стороны, а иногда даже пересмотреть свое отношение к «исторической правде».
Иероним Ясинский – «Роман моей жизни»
Иероним Ясинский — известный писатель и журналист рубежа XIX–XX веков. Известность автор заслужил не только своими работами, но и постоянно меняющимися политическими взглядами. Легко переходил от народничества к монархическому популизму, от ницшеанства к марксизму. Менялись и его взгляды на литературу. В автобиографии автор решил в чем-то оправдать свои поступки, а в чем-то просто объяснить меняющуюся позицию. В книге он смог отразить и ключевые моменты истории, и простой быт студентов и крестьян, революцию, освободительное движение, спортивные достижения, Первую мировую войну и многое другое. Кроме этого, автор огромное внимание уделяет литературе и выдающимся писателям.
Андрей Белый – трилогия «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций»
Андрей Белый принадлежит к числу мастеров русского символизма и его цикл воспоминаний приравнивается к числу наиболее ценных произведений начала ХХ века. Трилогия выделяется не только изяществом слога, но и своей исторической ценностью. Первая книга «На рубеже двух столетий» посвящена детству и отрочеству писателя, его воспоминаниям о семье, учебе в поливановской гимназии. Особое место занимает описание Московского университета и его профессоров. Вторая книга «Начало века» охватывает период с 1901 по 1905 года. Автор рассказывает о творческих людях своего поколения: критиках , литераторах и художниках. Пишет об общественной и культурной жизни России перед началом открытого революционного противостояния. Андрей Белый подробно рассказывает о зарождении символизма и о своем вкладе в процесс формирования течения. Обилие иллюстраций в издании делают картину еще более яркой. Третья книга «Между двух революций» представляет собой калейдоскоп ярких мест и известных лиц. На переломный момент в истории России пришлись многочисленные путешествия Белого со множеством новых знакомств и встреч: В. Брюсов, А. Блок, Г. Серов, Ж. Жорес и многие другие. Трилогия описывает особенности культурной жизни страны на фоне потрясений начала века.