Почему проще взять мужской псевдоним, скрыв свою личность от читателей?
На самом деле ответ на этот, больше риторический, вопрос лежит на поверхности – издательства не хотят терять читателей-мужчин. По проведенному опросу среди преподавателей и научных сотрудников, который аж в 2005 году провели представители Колледжа Королевы Марии, 4 из 5 мужчин последней прочитанной книгой назвали ту, где автор - мужчина. Так уж вышло, что женщины не обращают внимание на пол автора, а вот чтобы привлечь мужчин приходится идти на хитрости, поэтому нежелание упускать пласт аудитории вполне понятно и даже целесообразно.
В своем время даже Дж. К. Роулинг предложили не указывать полное имя, чтобы мальчики не прошли мимо полок с романом о юном волшебнике. И несмотря на всю свою популярность, Роулинг в своей дальнейшей карьере взяла себе псевдоним, мужской - Роберт Гэлбрейт. Сама Роулинг объясняет свой выбор тем, что хотела получить объективную критику, не связанную с ее громким именем, и просто привлечь взрослую аудиторию. Хотя ее соратницы по жанру Линч и Хаури, пишущие под псведонимом Магнус Флайт, говорят о неком предубеждении, и провели небольшое исследование, выяснив, что и женщины и мужчины предпочитают книги мужского авторства. И кто же откажется от аудитории, особенно, когда для этого надо всего лишь придумать псевдоним?
Ситуация, которая сложилась на книжном рынке, не дает авторам женщинам выступать в определенных жанрах от собственного имени. И на этом фоне сложился стереотип о том, что женщины просто не смогут написать хорошо научно-фантастический роман или хороший триллер. С другой стороны, мужчины скрывают свои имена, когда пишут любовные романы и «живут» под женской личиной. Такая гендерная дискриминация в определенных нишах. Перебороть эту ситуацию безусловно можно, но не быстро, а кушать и кушать вкусно авторам хочется сейчас.
Предубеждение к женщинам-писателям почувствовали в свое время и сестры Бронте. Они начинали публиковаться под мужскими псевдонимами Каррер (Шарлотта), Эллис (Эмили) и Эктон (Энн) Белл. Однако сестрам Бронте удалось выиграть на этом поле и издавать книги под своими именами, после оглушительного успеха Джен Эйр. А если бы книга не «выстрелила»?
В этот же век, что и сестры Бронте, Амандина Дюпен, известная нам больше под именем Жорж Санд, писала романы о волевых женщинах. Сначала в соавторстве с Сандо, а когда тот отказался ставить свое имя под чужим текстом, который, кстати говоря, ему понравился, Дюпен оставила фамилию и взяла имя Жорж. Для нее новое имя стало освобождением от рабских оков, ее слова, которые связывали женщин той эпохи. И учитывая как принимали некоторые ее романы... Например, отзывы о «Лелия» были весьма критичны: Жюль Жанен в «Журналь де Деба» назвал книгу «отвратительной», журналист Капо де Фёйид «требовал „пылающий уголь“, чтобы очистить свои уста от этих низких и бесстыдных мыслей…». Впрочем, сделаем реверанс в сторону Золи - «Терезу Ракен» приняли примерно также. Но он же мужчина, а как смотреть на женщину, которая пишет о даме меняющей любовников в поисках своего физического счастья? Ах, это прекрасное время пуританства.
Но вернемся в наши дни, где и сейчас, как было сказано ранее, книги продаются лучше, если ты мужчина. Наверное, если ты красивый мужчина, кто пишет о прекрасной и трогательной любви - еще проще (привет, Николас Спракс). Предубеждение о женщинах-авторах хорошо заметно в жанре фантастика и, в какой-то мере, фэнтези, особенно если главный герой книги — мужчина. И тут сделаем небольшую ремарку, потому что, дамы, давайте честно, в фэнтези мы сами создали этот стереотип о неумении написать хорошо. И сами же регулярно по нему проходимся, выпуская книги с прекрасной Мэри Сью, способной на любые подвиги. Так что не стоит бежать воевать и приводить в пример Макса Фрая. Личина Фрая спала после успеха книг, а вот стали бы они столь популярны, если бы вышли под именем Светланы Мартынчик - вопрос. Но, что точно — не привлекли мужскую аудиторию. В итоге мы получаем некую квинтэссенцию проблемы: аудитория и репутация. И бороться с ней или нет решает каждый за себя.
Хотелось бы отметить, что были и женщины, которые просто не хотели, а некоторые не хотят и сейчас, скрыть свое имя просто потому что не хотели повального обсуждения своей личности. Джордж Элиот (Мэри Эванс), в биографии которой, было сожительство с замужним мужчиной, не интересовала слава и вмешательство в личную жизнь. А наша соотечественница Зинаида Гиппиус, известная поэтесса, подписывала свои литературно-критические статьи разнообразными мужскими псевдонимами: Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер. Почему она так делала — неизвестно, может быть хотела быть принята всерьез, а может просто усматривала в этом некое развлечение.