«Мой герой совершил зло, — пишет автор, — но я старался показать, что это зло в значительной степени, а может быть, и целиком, является результатом плохого образования, посредственной среды, сиротства: всех тех факторов, над которыми он не волен».
Д.Фаулз.
Совсем недавно я открыла для себя новую удивительную, глубокую по смыслу книгу. Книгу, написанную Джоном Фаулзом, под названием «Коллекционер». Едва прочитав последнюю страницу данного романа, я вскочила и произнесла, обхватив голову руками: «Да, вот это книга!» Я была сильно впечатлена ею. Почему? Я попытаюсь объяснить.
Фредерик Клегг служит простым клерком, в то же время, имея собственное хобби-коллекционирование бабочек. С первого взгляда это может показаться хорошей особенностью нашего героя. Мы похвалим этого молодого человека за его неординарное увлечение. Ведь у одного хобби — вязание крючком, у другого — собирание марок. Это все такое заезженное и устаревшее. А третий и вовсе увлечения не имеет. А наш герой — настоящий коллекционер, а это поистине незаурядное хобби.
Это если посмотреть на дело с одной стороны. В процессе чтения книги мы, читатели, словно снимаем с глаз тёмные очки, открывая перед собой противоположную сторону характера нашего юного героя.
Фредерик всю свою жизнь любил лишь одну девушку, имевшую «…такое же красивое имя, как она сама — Миранда». Что и говорить, она была прекрасна! «Она и не обернулась ни разу, а я долго смотрел на её затылок, на волосы, заплетенные в длинную косу, очень светлые, шелковистые, словно кокон тутового шелкопряда. И собраны в одну косу, длинную, до пояса. То она её на грудь перекидывала, то снова на спину». Она была словно бабочка, только что прорвавшая стенки своего тесного кокона, вылетевшая на свободу, начавшая жить и радовать окружающих своим великолепием.
Фред же был собирателем этих прекрасных созданий. Наша юная «бабочка» была студенткой художественного училища, девушка умная, образованная, разносторонняя и вообще глубоко творческая и тонкая натура, но недостаточно мудрая, даже наивная по причине своей юности.
Она «попалась в сети» нашего богатого рассказчика (разбогател он в результате выигрыша большой суммы денег на скачках). Фредерик силой затащил её в свой дом и поместил в одну из комнат подземелья, заперев на все замки. Подобно бабочкам, которых коллекционирует наш герой и помещает в специальные ящички, героиня осталась в неволе на попечении богатого, но малообразованного Фредерика. «Тюрьма» её была шикарна — богато отделанная и комфортабельная комната под землей. Тем более, Фред исполнял любые прихоти нашей Миранды. Он любил её всем сердцем, любовь эта была чиста, непорочна, без различных похотливых помыслов и фантазий. Но он думал, что имеет власть над ней. О, как он ошибался! Да, в его руках была её свобода. Но всё остальное имелось у неё: ум, красота, душевная чистота, умение видеть и чувствовать искусство, способность творить и бескорыстно отдавать людям частичку себя. Она уже в свои двадцать лет была человеком. Неопытным, да, но ЧЕЛОВЕКОМ со своей точкой зрения и способностью понимать окружающий её мир. Она стремилась жить, творить, учиться, самосовершенствоваться. Её жизненные цели были поистине высокими, благородными. Такой человек — один на миллион. Она — дефект этого напыщенного, завистливого, серого общества. У неё было то, что называется «внутренним светом». Этим всем она и была богата.
Фред тоже был богат. Любого, кто получил чек на 73 091 фунт, можно считать богатым. Но был ли в нём «внутренний свет», светилась ли его душа во мраке серых дней подобно маяку? Нет! Серая мышь — вот он кто! Серый, запуганный зверёк с пустой душонкой. Он жалок и нищ на фоне Миранды. Таким, как он, судьбой предначертано только забирать и наблюдать. Он в принципе, по натуре своей, отдавать и творить не способен. Он — жалкий наблюдатель, она — творец. Они оба не были счастливы, для завершения картинки пазла не хватало части: для неё — свободы, для него — того, чем обладала наша героиня.
С уверенностью можно сказать, что Миранда не оправдала надежд нашего героя. Ведь Фредерик ожидал, что она, получше узнав его, привяжется к нему, потом влюбится, затем они поженятся и «будут жить долго и счастливо, и умрут в один день», как в добрых детских сказках.
Миранда же, напротив (как мы позже узнаём из её личного дневника), не то чтобы не привязалась к Фреду, но даже стала чувствовать к нему ненависть. Да как он, глупец, вообще мог подумать, что такая, как она, отдастся ему?! Как можно сравнивать море, бескрайнее, чистое, светлое и манящее в погожий день; но бушующее, нетерпеливое, могучее и устрашающее во время шторма, и затхлое болотце, спрятанное среди жалких кустов?! Фред — собиратель, алчный и ненасытный, Миранда — редчайший и прекраснейший экземпляр в его коллекции. Ну, как, всё еще уважаете нашего коллекционера?
Наша героиня питала ненависть к собирателям вообще. «Ненавижу тех, кто коллекционирует, классифицирует и даёт названия, а потом напрочь забывает о том, что собрал и чему дал имя»,- сказала она однажды. Фредерик показывал ей свою коллекцию бабочек, на что та молвила: «…Ну и кто это видит? Вы, как скупец деньгами, набили свои ящики красотой и заперли на замок». Вот и с ней так: она на замке, в его власти. Он не давал ей цвести для мира, дарить другим людям свою красоту, свой свет. Он все забирал себе, однако сам не стал богаче. Он, словно паук, схватил жертву, попавшуюся в его сети, высосал из неё внутренности, оставив лишь пустую оболочку. Его можно сравнить с сухарем, который может размякнуть только будучи опущенным в стакан с водой. Но Миранда — не стоячая вода, она — быстрая волна, которая может лишь толкать этот сухарь от берега к берегу, но не размочить его, не изменить. Что ж, надо отдать должное нашей героине-художнице, ведь она не стала такой же чёрствой, как Фред. Она сохранила свою свежесть, её внутренний свет не погас, его не затмила серая душа-камень нашего несчастного коллекционера.
Итак, пора подходить к концу этой печальной истории. Героиня заразилась от Фреда простудой, которая, к несчастью, осложнилась. Миранда скончалась буквально на руках Фредерика. А он… он просто сколотил для неё гроб и засыпал землёй. «Я все думал о ней, даже подумал, может, и моя вина была в том, что она сделала, из-за чего потеряла мое к ней уважение, а потом подумал, нет, она сама во всем виновата, сама напросилась и получила по заслугам»— так он отозвался об её кончине. Он сам убил её. Можно даже сказать, убил своей любовью, своим помешательством на ней. Давайте отныне называть нашего героя так: Убийца Красоты. Думаю, его можно даже назвать Ничтожеством.
Что ж, он нашел замену этой Красоте — девушку, внешне похожую на Миранду. Он собирался проделать с ней то же самое. Ему хотелось сравнить их. Ненасытный коллекционер снова выбрался на охоту…
Я советую всем прочитать книгу «Коллекционер». Она помогла мне понять , что жадный человек не добьется успеха, алчность его приведет к беде. Так же и любовь. Старуха Изергиль из одноимённого рассказа М.Горького говорила: «Видишь — не меньше чумы губит любовь людей». А если эти два чувства действуют рука об руку — тут уж быть беде. Также я поняла, что в борьбе между Ничтожеством и Красотой побеждает второе. Прекрасное не забывают, его боготворят. А Ничтожество… что ж, название говорит само за себя.