«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

 Я поражаюсь и восхищаюсь смелости Михаила Булгакова, который не побоялся написать повесть «Собачье сердце».

1925 год. Большевики строят свою империю. Ленин умер. У власти Сталин, который уже через пять лет начнет кровавые репрессии. За любое плохое слово в адрес нового строя, можно лишиться не только свободы, но и жизни. И среди этого хаоса Михаил Булгаков создавал свою рукопись, которую нарекли «политической сатирой» и антисоветским опусом. Эту рукопись видели немногие, и все говорили писателю, что её нельзя публиковать. В 1926 году при обыске квартиры Михаила Булгакова, повесть забрали, и все копии уничтожили, но «рукописи не горят».

До русского читателя это повесть дошла только в 1987 году, когда были сняты почти все запреты. А мне в руки «Собачье сердце» попала совершенно случайно и, честно признаюсь, в первый раз я даже не смогла дочитать до конца. Мне было непонятно и в чем-то даже странно читать эту книгу. Отложила и забыла на долгих 9 лет. За это время я успела узнать историю СССР. И вот разбирая книжные полки, нашла эту книгу. И все было забыто.

Три часа. Всего три часа, чтобы прочитать книгу от корки до корки. И после этого ходить и все время мыслями возвращаться к Шарику и Преображенскому.

Шарик – бездомная собака, которая благодаря эксперименту профессора Преображенского превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Булгаков удивительно тонко и точно в этом образе показал пролетариат. Пролетариат, который раньше был бесправным и забитым, который пугался гнева своего хозяина, и с радостью принимал обглоданную кость с барского стола, вдруг получил права. И с этого момента он стал эгоистичным, мелочным и готов съесть своего ближнего, если у того жизнь хоть немного лучше и радостнее. С одной стороны, бездомная дворняга, грязная и забитая, а с другой стороны человек, который сделал карьеру в области уничтожения бездомных животных. Две стороны одной медали. Потрясающая аллегория.

Но и это не все. Читая «Собачье сердце» я отчетливо поняла, что Шариковы есть и среди нас. Если раньше их называли люмпен-пролетариатом, то есть самый низший слой рабочего сословия, то сейчас их называют безработными, иждивенцами, бродягами или сумасшедшими. Я понимала, что проблема того времени существует до сих пор. Шариковы — это нарыв на теле общества, который мешает и все время зудит, но его нельзя удалить, просто потому что этого некому сделать. Еще ни одно государство не придумало решение этой проблемы.

В наше время об этом почти не пишут, современное общество просто закрывает глаза. А Михаил Булгаков увидел и указал на проблемы и на весь ужас происходящего, но тогда не поняли и не оценили, совсем наоборот.

Шариков – это образ рабочего класса, то есть самого низкого и бедного. Рабочему классу вечно что-то не так, они всё время работают и всё время лают. На кого-то тихо и аккуратно, чтобы не услышали и не ударили, а на кого громко и со вкусом, поскольку им нечего бояться.

Среди образа рабочего класса, есть средний. Этот образ олицетворяет доктор Борменталь. Средний класс он и есть средний. У него есть всё и ничего. Такие как Борменталь честны и умны, они работают и живут. Они такие, какие они есть. Они живут в своем замкнутом мире, убегая при каждой опасности.

Образ высшего класса или буржуазии воплотил в себе профессор Преображенский. Он лучший хирург, знаменитый ученый, он богат и живет в роскоши. Он далек от простого народа, вернее от рабочего класса, общих точек пересечения у них нет.  Но это одна сторона медали, есть и другая, более неприглядная. Профессор Преображенский – образ советского ученого, и у Михаила Булгакова, ещё в довольно мягкой форме описано положение дел, в котором оказывались в то время наши ученые. Вспомните, сколько великих умов покинули страну, только потому, что не нашли понимания, только потому, что их идеи и открытия не просто были не нужны, в них рассматривали антисоветскую пропаганду. В то время, когда ученые хотели помогать людям, народ просто мог наброситься на них и растерзать.

Есть ещё один персонаж – Швондер. Новый слой общества, который появился в советское время – чиновник и ярый коммунист. Выполняет все указы партии, любит бумажки и старается всех передать под себя.

Это произведение давно разобрали на цитаты, но есть одна фраза, которая в полной красе показывает тогдашний строй и отношение к человеку:

«Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать».

Человек – никто и ничто. Его не существует для государства, пока у него нет паспорта и партийного билета. Но разве этим определяется человек? Вот о чем надо думать, вот о чем хотел сказать автор.

«Собачье сердце» надо читать между строк, чтобы можно было ощутить всю глубину замысла автора. Ведь он не просто рассказал об удивительном эксперименте превращения собаки в человека. Он раскрыл пороки общества, некоторые из которых актуальны и по сей день.

Великое произведение великого автора, которое заставляет задуматься о жизни. Заставляет задуматься о Шариках, которые бегали и бегают по просторам нашей родины. О Шариках – бездомных, грязных, одиноких, голодных и преданных.  О Шариках, которые намного человечнее многих людей. О Шариках, которым нужны любовь и забота.

«Собачье сердце» заставляет задуматься и о Шариковых, которые продолжают бесцельно бродить по дорогам, напиваться или просто сидеть у кого-то на шее. О Шариковых, которые пишут кляузы и опусы, только для того, чтобы испортить кому-то жизнь. О Шариковых, злобных и противных, которые окружают нас в повседневной жизни.

И после этого, хочу вернуться в начало книги, чтобы закончить, на мой взгляд, самой главной мыслью, которая пронизывает всю повесть. Вначале, повествование ведется от лица Шарика. И так странно оказаться в голове у собаки, у которой свои представления и мечты о лучшей жизни. Дальнейшая история известна. В самом конце он снова становится обычным псом. Прочитав «Собачье сердце» до конца, я поняла, что человечество может убить все человеческое в собаке.

Кто читал это великое произведение, меня поймут и согласятся. А тем, кто еще не читал — прочтите, при условии, что у вас за плечами есть жизненный опыт, пусть и не большой, и вам уже за 20 лет. Раньше читать эту книгу просто не имеет смысла, не поймете, не осознаете всей глубины.

А теперь вернитесь в начало моего повествования, прочтите цитату и ответьте на вопрос: «Не пора ли наводить порядок в голове?»

P.S.: Фильм ничуть не уступает повести, поэтому смело посмотрите, если руки так и не дойдут до книги «Собачье сердце».