Добрый день, Мария! Очень рада с вами пообщаться. И сегодня хочется поговорить о вашей новой книге «Миллиграммы счастья» и немного о вашей творческой жизни.
Ваше творчество отличается от работ других современных писателей. Вы предпочитаете писать о настоящей жизни, а не придумывать новые миры. Почему вы выбрали это направление?
Наверное, потому, что в писательство я пришла из журналистики и остаюсь журналистом – веду колонку в журнале «Огонёк». Журналистика – это здесь и сейчас. Часто — прошлое, без которого невозможно настоящее, но не будущее. Но мои книги – все-таки художественная литература. Да, мои герои живут рядом, но если есть возможность вернуться на тридцать, сорок лет назад, я это делаю. Я придумываю новые миры, правда в них живут реальные люди в реальных обстоятельствах.
Большинство ваших книг можно назвать автобиографичными. Как вы выбираете, какие истории рассказать читателям, а какие оставить за страницами книг?
Автобиографических книг в прямом смысле слова у меня нет. Как и любой писатель, я использую свой опыт и свои впечатления. Но мои романы, повести, рассказы — это литература, художественный вымысел, а не моя жизнь как она есть. Вряд ли читателям покажется интересным, если я опишу свой обычный день. Моя личная жизнь остается личной.
В вашей книге «Любовь со странностями и без». И на страницах книги вы присутствуете как автор, но не как герой. Почему вы решили написать именно сборник рассказов?
Да, многие мои книги написаны от первого лица, да, в них присутствуют дети, бабушка, муж, подруги, учителя. Но все они – лирические герои, пусть и с реальными именами. А рассказы? Мне, если честно, очень нравится писать рассказы, как и читать. Это — короткое дыхание. Как в беге. Ты или спринтер, или марафонец. Мне легче ощущать себя спринтером. Наверное, это тоже из-за журналистики – текст пишется быстро, живет один день, а то и несколько часов. На следующий день – все заново. Я бы никогда не смогла писать один роман два-три года. Я бы устала от текста и бросила бы, скорее всего. Мои романы, откровенно говоря, даже не романы, а повести. Если, конечно, измерять жанр только размером текста.
Некоторые рассказы, как «Лимузин с туалетом», «Наследники вне очереди» и «Сухой остаток любви», оставляют довольно горький осадок в душе. Что вы хотели показать этими историями?
Я ничего никогда не хочу показать. Я просто рассказываю истории, разные – смешные, трагические, нелепые. Никогда не делаю выводов, никого ничему не учу, стараюсь не вставать на сторону того или иного персонажа, люблю «открытые» финалы. Собственно, так и выглядит наша жизнь. Каждый день оставляет определенный осадок или не оставляет. Так и мои рассказы. И каждый сам решает, каким будет финал истории, оставшийся за пределом рассказа.
Вы собрали 8 историй женщин. И очень интересно узнать, что в этой книге реально, а что вы придумали сами?
Все совпадения с реальными людьми и событиями следует считать случайными. Так пишут в титрах перед фильмами. У меня большой соблазн писать это перед каждой историей. У каждого своя память даже о событиях собственной жизни – другим она представляется иначе. Мы уже не всегда вспомним, что случилось в реальности, а во что вмешалось наше подсознание. Иногда вымысел, удобный для психики, позволивший не сойти с ума, становится настолько реальным, что заменяет правду. Так что я вам точно не смогу сказать, в какой именно истории мое подсознание сыграло злую или добрую шутку.
Есть ли в сборнике «Любовь со странностями и без» наиболее близкая вам лично история? Или, может быть, кто-то из героев?
Все герои близки. В определенный момент. В частности, в тот, когда я пишу историю героя. Хотя некоторые вещи, безусловно, придумать невозможно. Например, моя мама, наша любимая и единственная бабушка – неиссякаемый источник вдохновения. За ней можно ходить и записывать фразы. Она – блестящая рассказчица. Каждый ее приезд к нам – отдельная история, заслуживающая описания, потому что обязательно что-то случится и скучать она точно не даст. Мама – моя любимая героиня.
Мария, ваши поклонники всегда с нетерпением ждут ваших книг. Над чем вы сейчас работаете? Когда планируется выход новой книги?
Буквально на днях вышла новинка «Миллиграммы счастья» — сборник моих заметок, «почеркушек» и забавных историй на пару-тройку абзацев. А вот следующая книга, которая выйдет в феврале, – уже полноценный роман. Не знаю, каким будет его итоговое название, но рабочий заголовок – «На грани развода». Можно считать, что это – трагикомедия. И снова – как вся наша жизнь.
Вы совмещаете работу журналиста и писателя. Если бы вас поставили перед выбором только журналистика, либо только литература, что бы вы выбрали? Или эти две сферы жизни неразделимы для вас?
Я уже стояла перед более серьезным выбором почти пятнадцать лет назад – семья или карьера. И выбрала семью. Ушла из журналистики в домохозяйки. Продержалась два месяца и начала писать книги. Не думала, что вернусь в журналистику. Но меня вернули – друзья, коллеги. Звонили, спрашивали, куда я пропала, в какое издание перешла. Я честно отвечала, что перешла в дом, в семью. И, к моему удивлению и радости, все говорили – отлично, давай ты будешь вести колонку. Я писала про детей, покупки, делала какие-то смешные зарисовки из жизни. Стала колумнистом в нескольких изданиях. Иногда коллеги просили поехать взять интервью, зная, что неплохо это делала. Или написать репортаж. Теперь я пишу про школьную жизнь и проблемы. Для меня было важно оставаться журналистом – без журналистского опыта нет писательского. По крайней мере, в моем случае.
Вот уже 12 лет выходят ваши книги. За это время с какими трудностями при написании книг вы сталкивались? Что было сложнее всего?
Сложность в том, чтобы оставаться востребованной. Писать в полную силу. Каждую книгу делать так, как будто она первая. Если самые ранние книги я писала легко, потому что мне нечего было терять, то теперь я должна соответствовать заданной планке. И каждый раз пытаться ее «перепрыгнуть».
Не так тяжело прорваться на рынок, тяжелее в нем остаться. Тем более надолго. Тем более в наше время, когда иной раз все твои достижения в любой момент могут «обнулиться».
Творческие личности часто не воспринимают критику в свой адрес. Как вы относитесь к критике? И кто для вас является самым главным критиком?
Я из старой школы журналистики, когда за описку могли уволить. Каждый день были планерки и «разбор полетов» — нас, молодых, очень редко хвалили, а критика была как утренняя чашка кофе. Так что это нормальный рабочий процесс. Я не нервная барышня, чтобы заламывать руки. И не автор, который считает себя гением и хочет «плюнуть в вечность». Я работаю. Так что к профессиональной критике отношусь с благодарностью. Главные критики – я сама, мой редактор, которая меня когда-то «открыла» и с которой я работаю все эти годы, мой муж – тоже писатель и журналист.
Тем, кто ещё не открыл для себя автора Машу Трауб, подскажите, с какой книги лучше всего начать знакомство с вашим творчеством?
С любой. Зайти в книжный магазин, взять книгу и открыть на первой попавшейся странице. Прочитать пару абзацев. Если затянет – купить и читать. Если нет – отложить и найти другого автора, чьи мысли, стиль, сюжет более созвучны вашим. Это самый честный совет.
Как уже опытный и состоявшийся писатель, какие советы мы можете дать начинающим авторам?
Главный совет – понимать, что писательство – тяжелый труд. Каждодневный. Как спускаться в забой с киркой в руке. Только кирка будет выбивать ваши чувства, эмоции, нервы, страсти. Это не развлечение, не хобби, а работа, профессия, где существуют дедлайны, сроки, договоренности, графики. Важно понять, что вы не имеете права взять больничный, объявить, что «вам не пишется» или «муза не прилетела». Это работа, с которой вас могут «уволить». Или вы сами уйдете по «собственному желанию». И относиться к писательству и к людям, которые будут работать над вашими книгами, надо с огромным уважением.
И напоследок, ваше напутственное слово читателям.
Напутственные слова я даже собственным детям не говорю. Могу пожелать – здоровья вам и вашим близким. Пусть дети смеются и растут счастливыми. И, конечно, любви и счастья. Эти чувства измеряются в миллиграммах. Банально, но вся литература построена на банальностях.
Мария, спасибо вам огромное за интересный разговор и ваше душевное творчество!